Парк городских аэротакси практически готов к полетам. Но есть проблема
Рынок воздушных такси почти готов к полетам. Такие компании, как Boeing, Hyundai, Airbus и Toyota, создают парки самолетов, чтобы пассажиры могли летать над городом. Европа и США разработали новые правила, чтобы проложить пути для воздушных такси, которые начнут работать в течение этого десятилетия, а Управление безопасности гражданской авиации Австралии скоро последует их примеру.
Но полеты над городом могут быть небезопасными из-за турбулентности, возникающей в городской застройке. Исследования группы инженеров Университета RMIT, Мельбурн показали, как внезапные порывы ветра формируются вокруг городских зданий и дестабилизируют самолеты.
Ведущий автор работы доктор Абдулгани Мохамед, который изучал динамику порывов ветра более десяти лет, говорит, что этот аспект должен быть учтен и урегулирован, прежде чем мы заполним городское небо воздушными такси и другими беспилотниками.
Сильные порывы ветра формируются вокруг городских зданий
Низколетящие самолеты подвержены риску из-за порывов ветра, поскольку они садятся и взлетают на малой скорости, объяснил Мохамед. Исследование RMIT показало, что внезапные порывы ветра могут создать значительные проблемы для безопасности воздушных такси и беспилотников менее чем за секунду.
В результате воздушным такси потребуется больше энергии для посадки или взлета в городах по сравнению с аэропортами или открытым пространством. «Этим самолетам нужны мощные двигатели, которые могут резко изменять тягу, создаваемую пропеллерами, чтобы быстро заставить транспортное средство вернуться на курс. А этот процесс требует много энергии», — сказал Мохамед.
Проблема еще и в том, что малые воздушные суда редко тестируют над городской застройкой, и это затрудняет расчеты и оценки, в том числе необходимой мощности.
Как сделать небо над городом безопасным
Правила сертификации самолетов Advanced Air Mobility (AAM), таких как воздушные такси, разрабатываются по всему миру, включая США и Европу. Команда RMIT подчеркивает, что для обеспечения безопасности и надежности этой новой технологии необходимо обязательно учитывать местные погодные условия.
«Сертификация должна обязательно учитывать безопасную эксплуатацию при прохождении воздушного потока между зданиями», — говорит Мохамед. — «Для определения мест взлета и посадки этих транспортных средств нам необходимо определить опасные районы, которых следует избегать. Это повысит безопасность и сократит перерывы в работе флота из-за ветра. Причем точность измерений ветров должна быть много выше, чем в обычных аэропортах, где взлетают и садятся большие самолеты. Они гораздо устойчивее к порывам ветра».
Следующие шаги
«Специально построенные вертипорты — места для взлета и посадки воздушных такси — позволят учесть геометрические особенности дизайна, чтобы уменьшить опасность порывов ветра», — говорит Мохамед. — «Существующие здания могут быть перепрофилированы, но для этого потребуются определенные изменения для улучшения аэродинамики вблизи посадочных площадок»
Сегодня ученые проводят обширное картирование ветровых потоков. Для этого используется рой беспилотников, оснащенных ветровыми анемометрами, который снимает показания вокруг объектов инфраструктуры.
Полеты нал городом должны быть безопасными, а для этого необходимо очень многое учесть, в том числе городскую аэродинамику. Но ученые считают, что до конца этого десятилетия аэротакси поднимутся в воздух и сделают перемещение по (над) городом очень быстрым и комфортным.