DeepMind разработала робота-футболиста: он умеет бить по мячу и толкать соперника
Великие соревнования между машинами и людьми за последние несколько десятилетий не оставили сомнений в том, кто главный. Все эти матчи проходили в очень вежливой манере. Все соревнования были связаны с интеллектуальными задачами. Но что произойдет, когда ИИ примет участие в играх с физическим контактом, когда, например, роботы будут токать или сбивать соперников с ног?
Исследователи из DeepMind рассмотрели этот вопрос в ходе испытаний человекоподобных роботов, обученных играть в футбол. В этих соревнованиях не участвовали люди, во всяком случае, пока. Но не обошлось без грубой игры.
Исследователи отметили, что многочисленные проекты других авторов последних лет с участием четвероногих роботов принесли впечатляющие результаты. Среди них выделяется робот-собака Spot компании Boston Dynamics, который прекрасно ориентируется в незнакомой, неструктурированной и враждебной среде.
В меньшем количестве проектов рассматривалось передвижение двуногих роботов. По словам исследователей, передвижение на двух ногах создает дополнительные проблемы, связанные с устойчивостью и безопасностью. Когда речь идет о спорте, эти проблемы становятся еще более серьезными.
«Футбол требует большого набора динамичных действий, включая бег, повороты, боковые шаги, удары, пасы, необходимо вставать после падения и контактировать, иногда довольно жестко, с соперниками», — говорит соавтор работы Туомас Хаарноя. - «Игрокам необходимо прогнозировать движение мяча, товарищей по команде и соперников, и адаптировать свои движения к условиям игры. Игрокам необходимо координировать движения в течение длительного времени для достижения тактически грамотных и скоординированных действий».
Команда DeepMind создала миниатюрных человекоподобных роботов с 20 управляемыми суставами и использовала Deep RL (Deep Reinforcement Learning) для обучения их основным футбольным навыкам. Инженеры сосредоточились на адаптивных навыках движения, таких как «ходьба, бег, повороты, удары по мячу и умение вставать после падения».
Проект по роботизированному футболу отличается от многих предыдущих подобных проектов тем, что в нем для стратегической игры используется все тело робота, а не только руки или ноги.
«Создание "воплощенного интеллекта", то есть агентов, которые могут действовать в физическом мире с ловкостью, сноровкой и пониманием, как это делают животные или люди, является одной из давних целей как исследователей ИИ, так и робототехников», — говорит Хаарноя.
Публикация проекта DeepMind вызвала бурное обсуждение в социальных сетях, но особое внимание привлек один короткий видеоклип. В ролике показано, как исследователь постоянно сбивает робота с ног. И робот каждый раз героически встает.
(Этот ролик приведен в нашем материале первым — исследователь сбивает робота с ног — примерно после 2:30, этот же кадр см. на картинке.)
Пользователи написали много осуждающих слов. А один даже заметил: «Надеюсь, они простят нас за это».
Возможно, тех, кого нервируют такое неуважительное отношение к роботу, утешит мудрость спортсмена из другого вида спорта, покойного великого бейсболиста Бейба Рута, который однажды заметил: «Невозможно победить человека, который не сдается». Или не человека.
Футбол — игра контактная. До сих пор роботы играли, стараясь друг друга не задеть, и футбол это напоминало мало. Но вот то, что сделали инженеры DeepMind, уже похоже на игру