Как промышленные роботы меняют рынок труда. Всех уволят?
Учитывая влияние промышленных роботов на рынки труда в последние два десятилетия и постоянно растущее присутствие технологий, управляемых машинами (таких как искусственный интеллект и ChatGPT), многие работники опасаются, что однажды роботы отнимут у них работу.
Согласно исследованию, проведенному учеными Университета Нотр-Дам и Университета Оберна, это совсем не обязательно. Ученые показали, что промышленные роботы, особенно те, которые используются в автомобильной промышленности, скорее дают новые возможности работникам-людям, чем заменяют их. Обычно в автопроме люди и роботы просто работают вместе.
Более того, передовая оцифровка и автоматизация этой отрасли повысили производительность труда и создали новые задачи, что потребовало найма большего числа работников. В некоторых случаях робототехника смогла заполнить вакансии, когда сотрудники увольнялись или переходили на другую работу.
Статистика изменений
Авторы исследования изучили влияние роботов на рынок труда США в период с 2005 по 2016 год, анализируя данные с интервалом в пять лет. В течение первых пяти лет роботы действительно оказывали негативное влияние на количество работников и их зарплаты. Но в последние годы, начиная примерно с 2010 года, это внедрение промышленных роботов привело к росту рабочих мест.
Сравнивая данные Бюро статистики труда США, Организации экономического сотрудничества и развития и Международной федерации робототехники, исследователи смогли проследить этот разворот и определить его источник. Производительность могла вырасти благодаря трем факторам: автоматизации работ и снижению производственных затрат, совершенствованию робототехники и появлению новых задач под влиянием новых технологий.
Повышение производительности за счет автоматизации происходит, во-первых, когда роботы начинают выполнять определенные задачи лучше или быстрее, чем люди. Во-вторых, новые модели роботов, которые работают быстрее и точнее, заменяют старые модели, что тоже способствует повышению производительности. При этом многие из новых задач автоматизации требуют участия человека в управлении и эксплуатации, особенно по мере того, как роботы становятся все более сложными. Это увеличивает спрос на квалифицированную рабочую силу: от работника требуется умение «договариваться» с роботом, а не крутить гайки на конвейере.
По словам соавтора работы Йонга Ли, в последнее время также произошел сдвиг в том, как используются роботы и что они делают: «Когда роботы только появились, их целью было сократить расходы и заменить людей. Но сейчас компании гораздо чаще используют так называемых "коботов", которые предназначены для совместной работы с людьми».
Ли объяснил, что, например, в автомобильной промышленности роботы устанавливались на производственной линии, а людей приходилось держать подальше от машин из-за опасности соседства с крупными движущимися деталями: «Но сейчас в промышленности наблюдается тенденция к созданию более компактных роботов, более подвижных и безопасных. Если такой робот столкнется с партнером-человеком, он просто остановится. Формируется новая среда, где цель роботов — не заменить человека, а фактически дополнить его».
Ученый говорит, что роботы делают работников более продуктивными, а вовсе не вытесняют их: «Новые и передовые робототехнические технологии более сложны, поскольку их можно запрограммировать на выполнение нескольких задач. Подумайте об искусственном интеллекте и специализированном программном обеспечении, встроенном в робототехнику. Современные роботы могут учиться и подстраиваться под окружающую среду».
Речь не идет о том, что роботы вытеснят людей. Пока ситуация другая. Одной из постоянных проблем автопрома является нехватка производственных рабочих. И роботы помогут решить эту проблему, считают ученые.
Нет, роботы не вытесняют работников-людей, но они решают много проблем производителей автомобилей