Люди больше доверяют игрушечному роботу, чем антропоморфному
Исследователи из Кембриджского университета провели исследование в технической консалтинговой фирме с участием двух разных роботов-тренеров по мотивации и самоконтролю. 26 сотрудников участвовали в еженедельных занятиях под руководством роботов в течение четырех недель. Хотя у роботов были одинаковые голоса, выражения лиц и сценарии сеансов, внешний вид роботов повлиял на то, как участники взаимодействовали с ними.
Участники, занимавшиеся с роботом-игрушкой, сказали, что чувствовали большую связь со своим «тренером», чем участники, которые работали с человекоподобным роботом.
Поскольку робот-игрушка выглядит проще, у участников, возможно, более низкие ожидания и людям легче с ним общаться. А вот участники, работавшие с антропоморфным роботом, обнаружили, что их ожидания не совпали с реальностью.
Несмотря на различия между ожиданиями и реальностью, исследователи говорят, что их исследование показывает, что роботы могут быть полезным инструментом для улучшения психического благополучия на рабочем месте.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует работодателям принимать меры для поощрения и защиты психического здоровья сотрудников, но внедрение методов повышения мотивации и самоконтроля часто ограничивается нехваткой тренеров. Роботы уже на первых порах обещают помочь устранить этот пробел.
«Мы хотели вывести роботов из лаборатории и изучить, чем они могут быть полезны в реальном мире», — сказал доктор Миколь Шпитале, ведущий автор статьи.
Роботы-тренеры
В течение четырех недель сотрудники консалтинговой компании выполняли четыре различных упражнения для улучшения самочувствия вместе с одним из двух роботов: либо с QTRobot (QT), либо с Misty II (Misty).
QT — это робот-гуманоид ростом примерно 90 см, а Misty — игрушечный робот высотой 36 см. Оба робота имеют экраны, на которые можно выводить различные выражения лица.
«Мы взяли интервью у настоящих тренеров, а затем запрограммировали наших роботов так, чтобы они обладали "личностью", подобной человеку-тренеру», — говорит соавтор работы Минья Аксельссон. — «Роботы были запрограммированы одинаково, у них были одинаковые лица и голос. Единственное различие между ними заключалось в форме тела».
Каждое занятие начиналось с того, что робот просил участников вспомнить положительный опыт или описать что-то в своей жизни, что они вспоминают с благодарностью. Робот задавал уточняющие вопросы. После сеансов участников просили оценить робота с помощью анкеты и интервью. Участники выполняли один сеанс в неделю в течение четырех недель и работали с одним и тем же роботом на каждом сеансе.
Участники, которые работали с игрушечным роботом Misty, сообщили, что у них была лучшая рабочая связь с роботом, чем у участников, которые работали с антропоморфным роботом QT.
Misty, скорее, оправдал ожидания людей, а QT — напротив, разочаровал. Результаты исследования, по мнению ученых, положительные: роботов можно использовать в качестве тренеров по психологическому здоровью, но пока лучше выбирать для этой роли роботы-игрушки. Антропоморфным роботам еще нужно многому научиться, чтобы завоевать доверие человека.
Когда человек говорит с антропоморфным роботом, он более напряжен и требователен