Жидкий компьютер: Почти такой, как мы
О начале работы над проектом сообщили Морис Де Планк (Maurits de Planque) и Клаус-Петер Зонер (Klaus-Peter Zauner), которые получили на него 1,8 млн фунтов в рамках все-европейской программы Future and Emerging Technologies. Подобные гранты выдаются лишь на самые перспективные задачи, уже показавшие свой внушительный потенциал. В чем же потенциал работы Де Планка и Зонера?
Первый из них — биохимик, а второй — компьютерный инженер, и весте они намерены формализовать и адаптировать процессы, происходящие при обработке информации мозгом, таким образом, чтобы на их основе создать «химический транзистор», устройство, в котором реакции заменяют электрические сигналы.
«То, чем мы пока занимаемся, — комментирует Клаус-Петер Зонер, — это создание очень грубого, минимального элемента "мозга", но в результате из них может получиться целый действующий "жидкий компьютер". Сегодня, когда мы все больше понимаем, что кремниевые технологии обладают принципиальными ограничениями, и что в мозге те же процессы обработки информации проходят с великолепной эффективностью, нам следует внимательно присмотреться к альтернативным вариантам. Именно этим мы и заняты».
Проект Де Планка и Зонера получил невыносимо длинное название «Искусственные жидкостные нейронные сети из компартментизированных возбуждаемых химических материалов» (Artificial Wet Neuronal Networks from Compartmentalised Excitable Chemical Material) и 3 года срока для достижения трех первых задач. Впрочем, уже и эти задачи кажутся очень амбициозными.
Первая — создание липидных коацерватов,
Вторая задача — разработка подходящей для использования таких сетей архитектуры для обработки информации, а также демонстрация этого процесса. Третья — изучить потенциал и границы применения подобных технологий. Пока что, по словам Де Планка, «мы попробуем скопировать некоторые ключевые особенности нейронных сетей мозга — в их способности к возбуждению, а также самовосстановлению и самосборке».
Читайте и о других видах биокомпьютеров — на основе слизевиков («Роботизированная слизь»), бактерий («Палочки и блинчики») и даже отдельных молекул ДНК («Смертен ли Сократ?»).
По пресс-релизу University of Southampton