Частный самолет для каждого: Костюм для полета
Находясь на земле, аппарат стоит вертикально: хвост Puffin разделяется на четыре «отростка», на которые и опускается. При этом угол крыльев меняется, они поднимаются вверх вместе с установленными на них 2,3-метровыми роторами пропеллеров. Соответственно и поднимается в воздух он вертикально, на манер вертолета, и постепенно переходит к горизонтальному полету. Интересно, что какого-либо потолка высоты для Puffin, по проекту, не существует: он вполне способен подняться выше 9 км, когда попросту выработает ресурс аккумуляторов.
И фюзеляж, имеющий 3,7 м в длину, и крылья размахом 4,1 м, производятся из углеродного композита, что делает Puffin очень легким, всего 135 кг, не считая веса 45-килограммовых литиево-фосфорных аккумуляторов. С ними он способен развить крейсерскую скорость 240 км/ч, а максимальная приближается к впечатляющим 500 км/ч. Впрочем, дальность полета пока не впечатляет совершенно и составляет около 80 км. С другой стороны, емкость аккумуляторов, по мнению многих экспертов, в ближайшие 5−7 лет утроится, а 240−320 км — это уже вполне достойная цифра.
Разработку этого персонального самолета ведет группа инженеров NASA, при поддержке сразу нескольких крупных университетов. А возглавляет их Марк Мур (Mark Moore), который и представил проект официально на встрече Американского вертолетного общества 20 января. Он разъяснил и необычное название, которые было выбрано для аппарата (Puffin по-английски — топорок, птица, обитающая на побережье Тихого океана): «Если вы когда-нибудь видели топорка на земле, вы наверняка замечали, что выглядит он довольно нелепо: крылья кажутся слишком маленькими для полета, как и у нашего аппарата. С другой стороны, это и одна из самых чистоплотных птиц, которая всегда прячет свои экскременты. Так и наш аппарат практически не создает вредных выбросов. Наконец, топорки живут по одиночке, собираясь лишь для спаривания. И мы создали самолет для одного человека».
Движение этому аппарату обеспечивают электродвигатели: в отличие от двигателей внутреннего сгорания, эффективность которых падает с уменьшением размеров, электромоторы не теряют производительности при миниатюризации. Это позволило установить на Puffin 2 пары двигателей, в совокупности имеющих 60 л.с., чего совершенно достаточно для полета с одним седоком.
Современные электромоторы обладают и еще одним преимуществом: они очень тихие, с расстояния 150 м громкость их работы не превышает 50 децибел, примерная громкость спокойного разговора. Бесшумность делает Puffin отличным претендентом и на использование военными в их специальных операциях. Вообще, работа над проектом была начата именно с этой целью, аппарат (как с человеком, так и в беспилотной версии) планировалось запускать с подводных лодок.
Высокая производительность электромоторов обеспечивает и меньшие потери в виде выделения тепла. Как результат, Puffin должен быть плохо различим для обычных инфракрасных средств наблюдения, да и конструкторы могут сэкономить вес на сложных системах охлаждения, которые требуются мощным двигателям внутреннего сгорания.
Разумеется, полетный ресурс рассчитан таким образом, что аппарат сумеет продолжить движение и в том случае, если один из двигателей откажет: усилие будет передаваться с оставшегося двигателя на оба ротора одновременно.
К марту разработчики планируют закончить создание прототипа в масштабе 1:3, на котором необходимо отработать пока что самый сложный момент — переход от вертикального к горизонтальному полету и обратно. Возможно, реальный аппарат будет включать уже не 2, а больше электродвигателей, но это — дело будущего, в котором у каждого, а не только у успешных бизнесменов, будет свой персональный самолет. А может, и вертолет — если успехом увенчается и еще один проект, о котором мы писали в заметке «Полет одиночки».
По публикации Scientific American