Невозможного нет: Реальная лестница Эшера
Мауриц Эшер — мастер «невозможного» мира
Мауриц Эшер, один из известнейших нидерландских художников, родился в семье инженера и дочери министра. В школе маленький Майк (так его ласково называли родные) учился не особенно прилежно, среди всех дисциплин самым интересным для него было рисование. Первым талант мальчика заметил его школьный учитель, он научил ребенка гравировке по дереву и стал проводником в мир искусства. С того момента Эшер начал всерьез увлекаться литографией, а в 18 лет написал первое серьезное произведение — портрет своего отца, Джорджа Арнольда Эшера.
Аттестат зрелости Мауриц Эшер все же не получил. Несмотря на то, что поступить в институт с первого раза у него не получилось, он несколько лет упорно шел к мечте — брал уроки в Техническом училище Делфта и личные классы у нидерландского художника Самуэля де Мескита. Позже, получив достаточно опыта и заимев папку хороших работ, он смог поступить в Харлемскую школу архитектуры и декоративных искусств и выйти оттуда с дипломом специалиста.
В юности художник много путешествовал, изучал архитектуру и изобразительное искусство разных уголков мира. Эшера никогда не привлекала слава классического художника, работающего с маслом, его творчество определяла математика. Большая часть знаменитых произведений Маурица построена на повторении геометрическом фигур.
Самым ярким периодом в творческой карьере Эшера стал 1939 год. Именно тогда художник создал семиметровое полотно «Метаморфозы», которое до сих пор считается примером абсолютного мастерства оптической иллюзии. Позже он написал «Метаморфозы-2» длиной уже в 19 метров. В 1940-х Мауриц Эшер стал настоящей звездой современного искусства, постоянно выступал в роли лектора, устраивал индивидуальные выставки и давал интервью в газеты.
За жизнь Эшер написал порядка двухсот работ. Своим трудом он заложил основы импоссибилизма и расширил мир оптических иллюзий, доказав, что на холсте можно воссоздать даже то, что в жизни кажется невозможным.
Лестница Эшера — в чем секрет иллюзии?
Бесконечная лестница — элемент, который можно встретить на многих картинах Маурица. В своих произведениях Эшер создавал поистине «невозможную» фигуру — лестницу, которая ведет одновременно и в вверх, и вниз.
В самой иллюзии нет ничего фантастического, главный секрет в абсолютном графическом мастерстве художника. Сам Эшер в письме сыну объяснял секрет своей задумки тем, что лестница просто нарисована с правильно подобранной перспективы — каждая ступень выглядит одновременно выше и ниже предыдущей, а человек, «шагающий» по ней, на самом деле стоит — не поднимается и не спускается.
Роджер Пенроуз — главный вдохновитель Эшера
Обычно музыкантов вдохновляют музыканты, архитекторов архитекторы, художников — другие более знаменитые и успешные художники. Маурица Эшера же вдохновлял физик-математик Роджер Пенроуз.
В 1958 году английский ученый отправляет Эшеру свой написанный вместе с отцом труд «Невозможные объекты: особый тип визуальной иллюзии». Из названия научной статьи несложно догадаться, почему она произвела на голландского художника сильное впечатление. Вдохновившись иллюстрациями и обсуждениями «невозможных» объектов (в числе которых была и та самая лестница), Эшер пишет два своих известных произведения: «Водопад» и «Спускаясь и поднимаясь».
Самые известные работы Эшера с лестницами
Эшер изображал разные «невозможные» фигуры, но именно бесконечная лестница стала его визитной карточкой и ключевым объектом большинства картин. Среди самых известных работ мастера, на которых есть эта оптическая иллюзия:
- «Спускаясь и поднимаясь»
Одна из картин художника, написанная под впечатлением от научного труда Пенроуза. Несмотря на масштабы здания, главный элемент «Спускаясь и поднимаясь» не сама постройка, а квадраты на крыше, из которых собрана та самая замкнутая лестница Эшера. Она ведет одновременно и вверх, и вниз, по ней передвигаются человеческие фигуры в капюшонах, которые никогда не спустятся и не поднимутся. Сам Мауриц писал о героях литографии: «Быть может, они монахи, члены какой-то неизвестной секты, в обязанности которых входит подняться по этой лестнице по направлению часовой стрелки... Оба эти передвижения, лишенные какого-либо смысла, одинаково бесполезны».
- «Относительность»
Картиной «Относительность» Эшер показал, насколько условно человек воспринимает законы геометрии и физики. Так, на литографии по одной и той же лестнице могут идти люди, которые как будто существуют в разных мирах — находятся на одном объекте, но даже не догадываются о существовании друг друга. Потолок для одного героя «Относительности» — пол для другого, погреб на полу — для другого дверь в стене. То, что простому человеку сложно представить и осознать, мастер оптической иллюзии Эшер придумал и перенес на картину.
- «Вавилонская башня»
Картина «Вавилонская башня» — отражение того, как видел постройку из библейского предания Эшер. Как и следует из священного писания, башня недостроена. Автор изобразил именно тот момент, когда строительство остановилось, потому что люди перестали друг друга понимать. На вершине — конечно, узнаваемая бесконечная лестница как символ того, что постройке не суждено завершиться.
- «Рептилии»
На картине «Рептилии» нет лестницы Эшера в ее привычном понимании, но есть похожая задумка — переход от плоскости к пространству и наоборот. Передвигаясь по кругу, рептилии то оживают, то растворяются в пространстве. Сама по себе гравюра — предмет статичный, однако зрителю заметно, что «Рептилии» Маурица находятся в постоянном движении. Сам художник объяснял свое творение так: «одному земноводному надоело лежать... (оно) с трудом высвобождается из второго измерения и вступает в реальную жизнь... (пройдя круг) спускается на прежнее место — на плоский лист альбома для рисования».
- «Выпуклые и вогнутые»
Еще одна известная гравюра с изображением лестницы Эшера. Главная особенность этой литографии — практически все объекты на картине можно воспринимать как выпуклые, так и вогнутые внутрь. Здесь «невозможной» стала не только лестница, как на других творениях мастера, но и вся архитектура. В этой работе Мауриц Эшер продумал все до мельчайших деталей, ведь даже изображение на флаге — часть оптической иллюзии.
Основа картин Эшера — фигуры Рутерсварда
За свою жизнь Оскар Рутерсвард создал несколько тысяч «невозможных» фигур. Большую часть он просто чертил, соблюдая правила перспективы, а затем грамотно заштриховывал. Некоторые же он превращал в полноценные картины, некоторые оставались в виде набросков. Почти каждую фигуру Рутерсварда кто-нибудь рано или поздно создавал в объеме. Кое-какие сделал в объеме и сам художник. Мы выбрали более или менее известные фигуры из великого множества работ шведа.
Большинство «невозможных» геометрических фигур очень просты и состоят из простейших геометрических объектов: параллелепипедов, кубов, цилиндров. Это дает воображению неограниченный простор в создании новых оптических иллюзий.
Рутерсварда считают основоположником «невозможных фигур» — таких, которые можно изобразить на бумаге, но невозможно представить в реальной жизни, лестница — яркий тому пример. Его задумка стала вдохновением и основой работ Эшера. Если Рутерсвард создавал фигуры как таковые, Эшер делал их математически правильными и использовал в качестве основы для своих картин.
Можно ли воссоздать лестницу Эшера?
Мы не пытались повторить работы Эшера и его последователей, но поставили перед собой другую задачу, не менее интересную. В парижском музее La Cité des sciences et de l’industrie («Городок науки и техники») есть целый зал, заполненный «невозможными» фигурами Эшера из картона, дерева, стекла и глины. Их можно потрогать и удивиться тому, как зрительные иллюзии претворяются в жизнь.
Собственно, этим мы и занялись — изготовлением «невозможных» фигур своими руками. Как оказалось, это не так и сложно. Главное — рассчитать пропорции и правильно начертить развертку. После этого вступают в дело ножницы и клей. Естественно, можно то же самое сделать из поролона, дерева или пластика. Но картонные фигуры отличаются тем, что с ними справится почти любой желающий. Самое интересное, что практически любую «невозможную» фигуру можно свернуть из бумажного листа формата A4. Нужно просто подумать и применить пространственное воображение. Удачи!