Технологии уничтожения: От инъекции до электричества
За свою длинную и полную трагедий историю человечество использовала самые разные, порой удивительные, но чаще — просто дикие способы уничтожения преступников. Применялись и распятие, и травля дикими животными, четвертование и колесование, погребение заживо и гаррота, сажание на кол, протягивание под килем и повешение за ребро. Технологий в этом мало, зато много жестокости. Поэтому мы сразу обратимся ко дню сегодняшнему.
Ну а сегодня развитые демократические страны одна за другой окончательно отказываются от практики применения смертной казни. Можно сказать, этот вопрос стал пресловутым «мерилом цивилизованности» — и тем обиднее, что такая практика сохраняется в таких крупных государствах, как США, Китай, Индия, Бразилия. По данным Amnesty International, в прошлом году официальным порядком казнено 2390 человек, из них 1718 — в Китае (для тех, кого это волнует: в США за 2008 г. казнено 37 человек; в России с 1996 г. на смертную казнь действует мораторий).
При этом в ряде законодательств применяется квалифицированная смертная казнь —
Расстрел
Все, кто сколько-нибудь интересовался отечественным детективом, знают, как это происходит сегодня. Приговоренного (естественно, связанного) отводят в специально подготовленное помещение и без предупреждения пускают пулю в затылок. Тут нет ничего нового, хотя стоит ответить на один животрепещущий вопрос: насколько это больно?
С точки зрения физиологической ответить на вопрос можно лишь умозрительно. Вспомним, что клетки нервной системы передают импульс со скоростью от нескольких до нескольких сотен метров в секунду; можно считать, что в пределах мозга сигнал идет моментально. Начальная скорость полета пули, выпущенной из пистолета Макарова — немногим более 300 м/с. Однако в организме она, разумеется, резко замедляется. Скорее всего, сигнал успевает дойти до других центров мозга прежде, чем он отключится окончательно.
При этом даже точное попадание в голову не гарантирует моментального угасания сознания. Пуля может срикошетить от прочных костей черепа (впрочем, такое при выстреле в затылок случается редко). Наконец, и сам по себе мозг — вполне надежная и гибкая структура. Моментальная смерть наступает, видимо, лишь в том случае, когда поврежден ствол мозга, контролирующий самые базовые функции поддержания жизни. Так что имеются резоны считать, что расстрел — это довольно болезненно, хотя и кратковременно.
Сегодня расстрел в качестве единственного или дополнительного способа казни практикуется во многих странах (Белоруссия, Китай, Северная Корея), а также в американских штатах Айдахо и Оклахома.
Электрический стул
Многие знают, что ключевую роль в разработке электрического стула сыграл ни кто иной, как Томас Эдисон. В 1880-е изобретатель предлагал вести электрификацию всей страны с использованием постоянного тока, тогда как его главный соперник Никола Тесла настаивал на переменном. Чтобы показать «опасность» переменного тока, Эдисон и сконструировал устройство, наглядно ее демонстрировавшее. Его публичные казни животных не произвели ожидаемого результата, и победа осталась на стороне Теслы (если вы не в курсе этой интересной истории — читайте нашу статью «Битва электрических королей»). Однако впоследствии, когда возник интерес к «гуманному» способу казни, устройство Эдисона очень пригодилось.
Разработка была усовершенствована и многократно апробирована на собаках, изучались и другие варианты — в том числе, наполненная водой бочка. Однако в итоге изобретатели официально рекомендовали в качестве способа казни именно электрический стул, и в 1889 г. он был принят в штате Нью-Йорк. Первый собственно электрический стул сконструировал электрик Эдвин Дэвис (Edwin Davis). Сегодня они не слишком отличаются от его проекта более чем столетней давности.
Это прочный стул из диэлектрика (обычно — сухого дерева), с высокими подлокотниками и спинкой, с ремнями для жесткой фиксации сидящего. Привязываются руки, ноги, нередко и туловище. Электроды подводятся к ножкам, а также к металлическому шлему, который надевается на заранее выбритую макушку казнимого. Между шлемом и головой дополнительно кладут пропитанную соленой водой губку. Теоретически, она снижает сопротивление в месте контакта электрода с головой и ослабляет муки.
К стулу прилагается повышающий трансформатор и система безопасности, предупреждающая случайное включение. Кроме того, нередко он оснащается сразу несколькими выключателями, которые включаются одновременно несколькими палачами. При этом реально работающий выключатель — лишь один. Считается, благодаря этому ни один из палачей не знает в точности, что казнь совершил именно он, что способно успокоить их совесть.
В момент казни на электроды подается ток напряжением порядка 2,5−3 тыс. вольт и силой в несколько ампер. Через тело казнимого пропускается несколько разрядов с разными характеристиками. Задача первого — вывести его в бессознательное состояние, второго — разрушить жизненно важные органы, включая мозг. Впрочем, как показала практика, сама смерть чаще всего наступает от «перегрузки» и отключения сердца в результате гиперстимуляции.
В 1890 г. на нем казнили первого человека, Уильяма Кеммлера (William Kemmler), топором зарубившего свою сожительницу. Поучительно, что умирал он долго: первые разряды не сумели его убить, и очевидцы с трудом перенесли это зрелище. Они сообщали, что от головы бедолаги валил дым, помещение заполнял запах горелой плоти. Многие решили, что гуманнее было воспользоваться топором или просто повесить.
Действительно, если рассуждать чисто теоретически, электричество кажется довольно «гуманным» способом убийства. Параметры подаваемого импульса рассчитаны таким образом, чтобы разрушать нервные узлы, ответственные за ощущения боли, быстрее, чем человек успеет ее осознать. Однако на практике все происходит куда более брутально. Нередки случаи, когда казнимого приходилось бить током многократно, в течение бесконечно длинных минут. Иногда при этом происходит самопроизвольное мочеиспускание, дефекация, рвота (в том числе кровью), обугливание кожи. Бывали и прецеденты, при которых у казнимого лопались или выходили из орбит глаза, даже загорались волосы. Судя по этим фактам, гуманность этого способа казни остается под большим вопросом.
Однако победное шествие электрического стула в те годы было уже не остановить. В течение какого-то десятилетия он стал самым «популярным» способом казни в США. За прошедшее с тех пор время таким путем казнено почти 4,5 тыс. человек. Лишь в наши дни большинство штатов отказались от этого по-настоящему жестокого способа, предпочтя ему...
Смертельные инъекции
Тут все просто: осужденного фиксируют на специальной кушетке или в кресле, прочно связывая его конечности. К венам его подсоединяют капельницу для инъекции знаменитого «техасского коктейля», предложенного анестезиологом Стенли Дойчем (Stanley Deutsch). «Техасским» он стал лишь потому, что впервые использовался именно в этом штате.
Отметим, что, кроме обезболивающего, остальные ингредиенты коктейля можно достать в обычных аптеках, и в малых дозах они широко применяются в медицинской практике. Важна и последовательность введения, так что самостоятельно ни одному самоубийце воспользоваться им не получится — первая же инъекция «вырубит» бедолагу. Так что вот вам его рецепт:
• Тиопентал натрия, анестетик. Тормозит работу ионных каналов клеток головного мозга, быстро и на короткое время снижает его активность, замедляет дыхание и сердцебиение.
• Павулон, миорелаксант. Блокирует проведение нервных импульсов к мышцам и парализует, в том числе, дыхательную мускулатуру.
• Хлорид калия. Калий — критически важный элемент, участвующий в регуляции работы сердца. Несколько упрощенно можно сказать, что повышение содержания кальция в крови ускоряет сердцебиение, а калия — замедляет. Соответственно, большая доза хлорида калия быстро приводит к остановке сердечной мышцы — навсегда.
К сожалению, точно соблюсти последовательность и дозировку могут лишь опытные анестезиологи, и тюремному персоналу такое часто оказывается не под силу. Известны факты, когда казнимые получали слишком малые дозы обезболивающего, а в его отсутствии инъекции ядов приводит к очень мучительным последствиям. Неудивительно, что в некоторых штатах вместо этого коктейля используются барбитураты.
В малых дозах они обладают обезболивающим и успокаивающим действием, в умеренных вызывают опасную эйфорию, но в больших — анестезию, спазмы дыхания и смерть. Медицина практически полностью отказалась от этих препаратов в виду большой опасности передозировки и серьезных проблем с привыканием. Однако ветеринары до сих пор нередко используют их для усыпления больных и старых животных.
Впрочем, несмотря на некоторые досадные огрехи нельзя не признать инъекции наиболее прогрессивным способом казни. Неудивительно, что помимо США он используется в Китае и на Тайване, на Филиппинах и в Таиланде. Она выглядит куда более гуманной, чем тот же электрический стул или, скажем...
Газовая камера
Доживает свой век и такой ужасный способ казни, как отравление в газовых камерах, печально известный по нацистским лагерям смерти. Сегодня он сохраняется лишь в нескольких штатах США, и то предлагается осужденному лишь в качестве альтернативы. Такой невеселый выбор: инъекция или камера.
В современных газовых камерах для убийства используется синильная кислота, которая синтезируется прямо на месте, смешением какой-нибудь ее соли с серной кислотой. Соль (обычно цианистый калий) помещается в емкость прямо под креслом или кушеткой, к которой привязывают осужденного. Затем казнимого вводят в камеру, связывают и запирают герметичной дверью.
Палач открывает кран, и по длинной трубке серная кислота в нужном количестве заполняет открытую емкость. На этом этапе присутствующие интересуются у казнимого его последним словом и так далее. Когда все процедуры завершены, открывается задвижка, и твердые гранулы цианистого калия падают в заполненную кислотой емкость. Идет простая реакция:
2KCN + H2SO4 → 2HCN + K2SO4
Выделяется газообразная синильная кислота. Это мощнейший яд даже в малых дозах, действующий на клеточном уровне. Он блокирует действие фермента цитохромоксидазы — расположенный в митохондриях, он отвечает за «усвоение» кислорода всеми клетками организма. Коротко говоря, это смерть от химически вызванного удушья. И как всякое удушье, оно очень мучительно.
Самое ужасное, что газ не бесцветен и видим казнимому — а очевидцам видно все с ним происходящее. И происходящее страшно. При вдыхании небольших концентраций синильной кислоты человек чувствует царапанье в горле, горький вкус, тошноту, рвоту, боль. По мере усиления отравления снижается пульс, все более затруднено дыхание, появляются судороги. Наконец, казнимый теряет сознание и умирает — как правило, из-за паралича дыхательного центра. Смерть наступает в пределах 10 минут. После завершения казни камеру приходится «обеззараживать», для чего ее наполняют аммиаком:
HCN + NH3*H2O → NH4CN + H2O
В середине 1990-х был предложен, кажется, более «гуманный» способ использования газовой камеры: заполнять ее не отравляющим газом, а чистым азотом (который, напомним, составляет около 80% нашей атмосферы). Сам по себе азот не опасен, однако в отсутствие кислорода вызывает быструю потерю сознания (говорят даже, что без каких-либо неприятных ощущений) и смерть от удушья. Пока что подобный способ казни ни разу не применялся. И, будем надеется, не будет применяться — вместе с другими методами человекоубийства, пускай и дозволенного законом.