Смерть в пустыне: Как цивилизация под топор пошла
Уничтожение деревьев вызвало распространение пустыни, которая со временем буквально погребла под собой землю, на которой обитала культура Наска. К такому вердикту пришли ученые, проведшие исследования остатков речной долины Ика на территории южного Перу, где более 500 лет эта цивилизация процветала — пока внезапно и, как до сих пор считалось, совершенно загадочно не погибла, примерно в VI в. н.э.
До недавнего времени ученые склонялись к тому, что гибель Наска была связана с катастрофическим наводнением, которое разрушило не только ее города и поселения, но и всю ирригационную систему, оставив после себя разоренную пустыню, где с тех пор никто и никогда не жил.
Новое исследование согласно с этими данными: окончательную точку в существовании этой таинственной культуры положило именно наводнение. Но оно показывает, что культура Наска смогла бы его перенести, если бы она сама не «подточила» себя, вырубив окружавшие ее территорию деревья, чтобы расчистить пространство для посадок кукурузы, хлопка и бобов.
Распространенные в этой местности деревья хуаранго (Prosopis pallida) неплохо приспособлены для жизни на границе засушливой пустыни — и живут в таких условиях до тысячи лет. Их листья собирают влагу, а корни способны в поисках воды проникать в грунт на глубину до 60 м. Корни их удерживают плодородный грунт, защищая его от того, чтобы быть унесенным первым же наводнением или ветром — а ветры здесь порой дуют исключительно сильные. Сбрасывая листья, они еще и удобряют почву. Все это позволяло деревьям хуаранго служить естественным барьером на пути пустыни, поддерживая плодородие всей речной местности и превращая ее в цветущий оазис. Как только этого барьера не стало — мощное наводнение, случившееся примерно в 500 г., разрушило всю экосистему. Цветущий край стал пустыней.
Такой сценарий и был доказан в работе, проведенной группой английских и перуанских ученых, детально проанализировавших 1,5-метровый слой грунта из бывших оазисов Наска. Ученых интересовали отложения пыльцы растений. Пыльца, сохранившаяся в самом глубоком — и самом древнем из слоев на 70% представляет собой пыльцу хуаранго. На глубине примерно 1,2 м наблюдается уже смесь пыльцы, включающая кукурузу и хлопок, что говорит о начале культурного использования земли. Ближе к 0,8 м (что, по оценке ученых, соответствует периоду между 200 и 400 гг. н.э.) «культурная» пыльца становится доминирующей, а пыльца хуаранго стремительно исчезает.
Наконец, на слое глубиной около 0,5 м (соответствует примерно 500 г.) остается пыльца лишь от растений родов Маревые и Амарантовые, способных выживать в соленой воде. Они служат ясными маркерами затопления территории, которая с тех пор неспособна более поддерживать «нормальную» растительную жизнь. Параллельно этому ученые обнаружили и сотни пней от деревьев хуаранго, свидетельствующих о том, что деревья исчезли не сами: их бездумно вырубили.
Все это должно послужить нам прекрасным уроком, ведь человек как раз и отличается замечательной способностью учиться не только на собственном опыте, но и на чужом — в том числе, и на чужих ошибках.
По публикации New Scientist Environment