Робот в океане: Ныряльщик
За это время Seaglider преодолел 4,9 тыс. км — если б дело происходило в Атлантике, он вполне сумел бы доплыть из Северной Америки в Европу. И все это время он действовал полностью самостоятельно. Похожий на торпеду аппарат сумел противостоять, по выражению одного из его создателей Чарльза Эриксена (Charles Eriksen), «мощные течения и водовороты самого сурового из океанов».
Для движения Seaglider не пользуется винтами, технология в нем намного более экономная и интересная. Для погружения аппарат заполняет «плавательный пузырь» и перемещает тяжелый аккумулятор ближе к своему носу, меняя угол наклона. А боковые «плавники» позволяют погружаться не вертикально, а по диагонали, скользя вместе с движением вперед.
Затем «плавательный пузырь» наполняется воздухом, аккумулятор возвращается ближе к хвосту робота — и он снова скользит вперед, одновременно всплывая. Всплыв, Seaglider использует бортовой мобильный телефон, получая инструкции и передавая собранные данные — и затем снова уходит на глубину.
Рекордная миссия состоялась в Аляскинском заливе и продолжалась ровным счетом 9 месяцев и 5 дней, не считая еще 10 дней после нее, во время которых Seaglider просто дрейфовал, ожидая, пока ученые подберут его. Несмотря на столь долгое пребывание в открытом море, аппарат практически не оброс ракушками, водорослями и водными микроорганизмами, а значит, в принципе, мог продолжить плавание с прежней эффективностью.
За время плавания робот в общей сложности совершил 737 погружений на глубину, в среднем, около 1 км. Если смотреть с поверхности, он успел преодолеть дистанцию в 4,68 тыс. км, хотя из-за изогнутой траектории погружений и всплытий реальное расстояние было больше — около 4,9 тыс. км.
Стоит сказать, что предыдущий рекорд полностью автономного плавания подводного робота составлял 7 месяцев и 7 дней. По словам Чарльза Эриксена, преодолеть эту планку разработчикам удалось благодаря снижению веса аппарата, что позволило разместить на борту больше батарей. Это, кстати, оказалось особенно важным из-за одной неожиданности.
Дело в том, что робот имеет систему локации, которая в ответ на определенный акустический сигнал, посылаемый с базового корабля, отвечает собственным звуком. Время от времени океанские волны сами случайным образом создавали такой же сигнал, на который Seaglider реагировал, отсылая свое сообщение. По оценке ученых, это происходило едва ли не каждые 30 секунд на протяжении всего плавания, и в общей сложности «съело» около 14% энергии аккумуляторов. Теперь проблема исправлена, и, в принципе, робот готов к еще более долгому путешествию.
На борту его установлены инструменты для изучения обстановке в океане — регистрации температуры и солености воды, количества растворенного в ней кислорода и морских микроорганизмов. И они уже действуют: с помощью Seaglider во время его тестового заплыва по Аляскинскому заливу было проведено рекордно длительное изучение местных течений, которые именно здесь, расщепляясь на два потока и устремляясь к северу и югу, оказывают большое влияние на климат всего североамериканского континента.
Читайте также об трансатлантической регате роботов-яхт: «Без капитана».
По пресс-релизу University of Washington