Виртуальная наука: Встретимся в онлайне
Пока что виртуальная реальность куда чаще используется для игр и развлечений. Впрочем, медленно, но верно эти технологии начинают находить применение и при решении самых серьезных задач. К примеру, сегодня, проектируя «авианосец будущего», в США активно применяют виртуальную реальность — об этом фантастическом процессе можно прочесть в нашей статье «Рождение гиганта». Но из профессиональных ученых практически никто до сих пор не оценил эти возможности по достоинству.
Практически — но не все. Многочисленная группа астрономов из разных академических институтов США недавно объединились и создали Метаинститут вычислительной астрофизики (Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Institute for Computational Astrophysics, MICA), который проводит свои семинары, лекции, дискуссии и другие мероприятия исключительно в виртуальной реальности. К настоящему моменту организация насчитывает 40 профессиональных участников и более 100 просто любознательных энтузиастов науки и астрономии, присоединившихся к ней.
По словам отцов-основателей MICA, пока что все происходит в самом «развитом» виртуальном мире Second Life. Его движок позволяет участникам использовать виртуальные «аватары», общаться и взаимодействовать друг с другом и со своим виртуальным окружением. «Виртуальные миры уже признаны крайне удобными площадками для исследований в области социальных наук — в том числе социологии, экономики, психологии, — говорит один из руководителей MICA Джордж Джоржовски (George Djorgovski), — но также они являются и замечательной платформой для обучения, и для налаживания взаимодействия и сотрудничества. Мы просто пытаемся найти, как еще можно их использовать в области естественных и точных наук — таких, как физика или астрономия». Напомним, что мы уже рассказывали об одном очень интересном и необычном эксперименте, который был проведен в виртуальном мире Second Life — читайте: «Понятливый Эдди».
Действительно, помимо средств для удаленного общения и взаимодействия, виртуальный мир предлагает уникальные возможности визуализации и т.н. «визуального анализа» данных. По мере того, как объемы научной информации растут, именно визуализация позволяет специалистам лучше охватить проблему. А виртуальный мир дает возможность делать это непосредственно, практически в прямом смысле слова погружаясь в проблему.
«То, что академическое сообщество так медленно принимает возможности виртуальной реальности, — добавляет Джоржовски, — объясняется, видимо, широко распространенным ошибочным мнением о том, что это — не более, чем "забавная игрушка". Но это не так. Несмотря на то, что, действительно, изначально эти технологии появились и развивались почти исключительно индустрией развлечений, сами по себе они куда обширнее. Виртуальность — универсальная платформа для практически любой деятельности. Так же, как и сам Интернет».
По мнению Джоржовски и его соратников из MICA, виртуальная реальность станет новым шагом в развитии наших средств связи и работы с информацией. Они предсказывают, что в недалеком будущем она еще теснее «сольется» с веб-технологиями и в конце концов полностью заменит современные браузеры чем-то более «естественным», качественно отличным от того, как выглядит путешествие по Сети сегодня. По их мнению, пока что эти решения находятся лишь на первых этапах своего развития, хотя вот-вот уже готовы «выстрелить». В MICA текущее их состояние сравнивают с Интернетом году эдак в 1992-м — с его ограниченными возможностями, но невероятным потенциалом роста. «Возможно, социальное значение виртуальности станет еще большим, чем у самого Интернета», — добавляют ученые.
И частью будущей революции может стать новое средство разработки — OpenSimulator (или, сокращенно, OpenSim), которое позволяет любому желающему сравнительно легко программировать собственные трехмерные миры и приложения для них. Словом — так же, как создавать свои персональные веб-сайты, скоро каждый сможет создавать собственные миры на свой вкус и характер. Такое будущее нам по вкусу!
По публикации PhysOrg.Com