Слежка ради рекламы: Офлайн как онлайн
Компьютеризированные билборды, оснащенные видеокамерами и другими сенсорами, вкупе с мощным программным обеспечением, способным распознавать образы, «виртуальные» интернет-технологии вполне могут уже вскоре стать совершенно реальными.
К примеру в Сингапуре разрабатывается система, которая позволит «интеллектуальным» рекламным объектам определять пол прохожего, а вскоре авторы намерены научить ее и делать выводы о возрасте. Над схожим проектом работают и в IBM, где идет создание системы, способной работать и с целой толпой, оценивая число людей в ней, составляя их общий демографический портрет, и то, куда направлен их взгляд в данный момент.
Системы видеонаблюдения и распознавания образов уже сегодня достаточно мощны для того, чтобы замечать и определять логотип на бутылке напитка, который вы пьете, или на вашей сумке, и предложить «лучшую» альтернативу, или, наоборот, продемонстрировать рекламу для закрепления вашего пристрастия. Уже сегодня используются такие конструкции, которые меняют изображение в зависимости от того, смотрят ли на них.
Ну а по мере того, как совершенствуются средства распознавания лиц, вполне доступным станет установка и более разветвленной системы с видеокамерами и мониторами, которая будет отслеживать ваши перемещения, скажем, по линиям метро, и в нужных местах встречать именно вас специальным сообщением.
Для самих рекламодателей это и станет мощным инструментом обратной связи, позволяя более адекватно и точно оценивать эффективность рекламных кампаний — так, как это сегодня делается в онлайн-рекламе. К примеру, камера сможет фиксировать, сколько именно из прошедших мимо билборда людей обратили на него внимание, а сколько остались равнодушными.
Разработчики подобных технологий часто заявляют, что их широкое появление будет выгодно всем. Потребители получат точные сообщения, которые им интересны, взамен современной «ковровой бомбардировки». Рекламодатели, со своей стороны, смогут разумнее расходовать бюджет, используя его для работы только с той аудиторией, которая им важна.
Однако это отнюдь не убеждает множество сторонников неприкосновенности частной жизни, которые совершенно справедливо замечают, что это вопрос принципиальный. Вопрос в праве людей не «отслеживаться», в каких бы то ни было целях, без явного их на то согласия. А также — в опасениях за то, что польза от такого проникновения в нашу жизнь будет всерьез перевешиваться вредом.
Сегодня уже и онлайн-реклама подвергается самой серьезной критике именно за эти «шпионские» методы, которые на деле не регулируются никакими законодательными нормами. Крупнейшие рекламные площадки Сети, включая Google и Yahoo, позволяют пользователям избавиться от постоянной слежки в Интернете, но лишь посетив специальную страницу. По мнению критиков, это лишь уловка, позволяющая избавиться от некоторых докучливых «правоборцев» и оставить слежку в качестве ситуации по умолчанию.
Тем более тяжело сказать, каким образом подобное право отказаться от слежки может быть реализовано в случае с будущей «интеллектуальной» наружной рекламой. Разве что заставить таких людей носить специальные устройства, которые постоянно дают соответствующий сигнал окружающим системам. Но и эта сомнительная возможность вряд ли будет реализована, если все пойдет так, как оно идет, путем развития технологий — и без какого-либо серьезного внимания со стороны общественности и властей.
Стоит сказать, что о новых рекламных технологиях мы писали не раз, рассказывая о возможностях отслеживать потребителей («Наблюдательная реклама») и, скажем, об идее семакод-тегов, которую не первый год вынашивают маркетологи («Фото-шоппинг»).
По публикации New Scientist Space