Стальная мышь: С крыльями
Миниатюрные беспилотные летательные аппараты стали едва ли не «Святым Граалем» для многих конструкторов и разработчиков. Действительно, такие машины с их высокой маневренностью и дешевизной станут поистине бесценными помощниками для множества полезных и опасных дел. Буквально на днях мы рассказывали о разработке машущего крыльями беспилотника («Пентагонов махокрыл»), напоминающего птицу колибри. Теперь же появились сообщения о создании аппарата, «подражающего» летучей мыши.
В самом деле, для летающих аппаратов подобных размеров неподвижное крыло — не решение, оно не дает нужной аэродинамической эффективности и маневренности. Доказательства этому легко увидеть в природе: если парящий на раскинутых крыльях орел — дело обычное, то ни бабочка, ни муха в таком положении далеко не улетят. Для по-настоящему миниатюрных БПЛА требуется научиться махать крыльями.
Один из таких проектов реализует группа американского профессора Стефана Силеке (Stefan Seelecke), и, как говорит он сам, «Мы стараемся подражать природе так точно, как только возможно, просто потому, что это крайне эффективные решения. И на уровне полета миниатюрных существ природа подсказывает нам, что маховый полет — к примеру такой, как у летучих мышей — самый эффективный».
Для начала ученые провели глубокий анализ скелетной и мышечной систем этих рукокрылых, и на основе его создали собственную, искусственную версию (она показана на иллюстрации). Этот «скелетик» легко помещается на ладони и весит менее 6 грамм. Однако работа над этой основой еще не завершена: в настоящее время Стефан Силеке занят доработкой «суставов», «мускульной» системы, а также созданием подходящей мембраны для крыльев, которые должны придать будущему аппарату хотя бы ту же эффективность полета, что и у натуральной летучей мыши.
«Главное в этом — использование "умных" материалов, — говорит Силеке, — для создания суставов мы пользуемся эластичными металлическими сплавами с памятью формы. Они способны изгибаться и деформироваться в широких пределах, но всегда возвращаются к оригинальной форме».
«Умные» материалы пойдут и на мышечную систему будущего беспилотника. «Мы решили использовать сплав, который реагирует на тепло, которое создает в нем проходящий электрический ток, — продолжает профессор, — Это тепло возбуждает небольшие струнки, толщиной с человеческий волос, заставляя их сокращаться на манер "железных" мышц. В ходе сокращения меняется и электрическое сопротивление, что позволяет получить и обратную связь о том, в каком состоянии находится крыло в каждое мгновение».
По мнению авторов, первый полет их мыши — не за горами, а применений она найдет массу, и не только у военных и спасателей. Такие аппараты позволят вести широкий мониторинг окружающей среды и новые исследования в области аэродинамики махового полета.
По публикации PhysOrg.Com