Он обещал вернуться: Терминатор 4
У режиссера первого «Терминатора» Джеймса Кэмерона не было денег на полноценное футуристическое кино. Он придумал историю, в которой встречались настоящее и будущее: присланный из будущего киборг-убийца и официантка, которая должна произвести на свет будущего спасителя человечества. Последовавший в 1991 году «Терминатор-2. Судный день» был редким образцом сиквела, который превзошел оригинал. Создатели фильма использовали все известные на тот момент технологии для создания спецэффектов, а Арнольд Шварценеггер сыграл, возможно, свою лучшую роль. Вежливо проигнорировав сюжет фильма «Терминатор-3. Восстание машин» 2003 года, кинокомпания FOX в прошлом году запустила телесериал «Хроники Сары Коннер» (в России транслировался под названием «Терминатор: Битва за будущее»), действие которого разворачивается через два года после событий второго фильма. Этим летом легенда о Терминаторе возвращается на большие экраны. Режиссер Макджи снял совершенно новую историю — «Терминатор. Да придет спаситель», точкой входа для которой снова послужили перипетии «Судного дня». Многомиллионный бюджет и достижения современной компьютерной графики позволили сделать то, что 25 лет назад казалось невозможным: снять фильм, основное действие которого происходит в будущем, в 2018 году — после того как машины захватили Землю.
«Нам предстояла нелегкая задача: мы должны были соответствовать той высокой планке, которую установили первые фильмы о Терминаторе, и в то же время осовременить наш фильм в соответствии с тем, чего ожидает аудитория от боевика в 2009 году», — говорит Бен Сноу, супервайзер по спецэффектам на студии ILM.
Черная земля
«Мы так долго ждали возможности увидеть этот мир — мы видели только намеки на него в предыдущих фильмах о Терминаторе», — рассказывает Чарли Гибсон, руководивший созданием спецэффектов в фильме. Атмосфера новой картины разительно отличается от мира первых «Терминаторов», выдержанных в стальной голубой гамме. Мир 2018 года грязен, неуютен и обесцвечен. «Машинам не нужен чистый воздух, им не нужны растения», — объясняет художественный директор ILM Кристиан Альцман.
Бесконечная война оставила после себя развалины и почерневшую землю. Создатели фильма консультировались с учеными и футурологами о том, как может выглядеть планета после апокалипсиса. Кроме того, чтобы точнее передать влияние радиации на ландшафт, Макджи беседовал с наблюдателями, которые приезжали на место Чернобыльской аварии.
Для съемок фильма использовалась необычная крупнозернистая пленка из старых запасов фирмы Kodak, давно снятая с производства. Режиссер также выбрал старые объективы Ultra-Speed фирмы Panavision, которые, с общепринятой точки зрения, имеют массу недостатков: сильно бликуют и снимают не с самой высокой резкостью. С точки зрения Макджи, это было скорее достоинством. Наконец, при обработке отснятой пленки было использовано в три раза больше серебра, чем обычно для цветной пленки. В результате получилось контрастное, тусклое и «грязное» изображение заброшенного мира.
На небе, в воде, на земле
В этом мире человеку негде укрыться от машин. «Макджи настаивал, что в будущем, после наступления Судного дня, никто и нигде не может чувствовать себя в безопасности», — объясняет Бен Сноу. Роботы в новом «Терминаторе» населяют и землю, и воду, и воздух. Это грязные, грубые и мощные машины, которые режиссер любит сравнивать с советскими танками.
На студии ILM был разработан дизайн шести новых машин для фильма. Одним из первых произведений студии стал гигантский робот Harvester (Собиратель), ростом около 15 м. Его задача — ловить людей для отправки в корпорацию Skynet, где над ними проводят опыты. «Мы дали Собирателю несколько пар рук, чтобы он мог утащить больше людей и выглядел еще страшнее», — рассказывает Кристиан Альцман. В качестве вдохновения он и его коллеги по ILM использовали гигантские строительные машины.
Вместе с Собирателем на людей охотятся мото-терминаторы. Также в фильме появляются гидроботы — машины, смоделированные по образцу угрей; знакомые по первым «Терминаторам» летающие роботы модели «охотник-убийца»; и наконец, модели, предшествующие появлению человекообразного киборга Т-800, сыгранного Шварценеггером.
Пара красных глаз
Создатели новой картины очень заботились о том, чтобы сохранить визуальную связь со старыми фильмами о Терминаторе. Внимательный зритель найдет множество знакомых образов и цитат, а также отметит преемственность элементов дизайна роботов. Кроме того, одним из визуальных «мостиков», переброшенных от старых фильмов к новому, стали красные глаза машин. «Для меня Терминатор — это пара красных глаз», — признается Кристиан Альцман.
Многие роботы в фильме обладают только одним красным глазом, и это не случайно. Два глаза — это уже почти лицо, а робот должен быть безликим. «Ведь если у робота есть лицо, то можно подумать, что с ним можно договориться, попросить оставить тебя в живых, — объясняет Альцман. — Но если это холодная и мертвая машина, то ты знаешь, что выхода нет». Дизайнеры стремились лишить роботов любых намеков на человеческие черты, чтобы не оставалось никаких сомнений: за железным фасадом скрываются только две установки — поймать и убить.
Угроза, исходящая от роботов, подчеркивается их тяжелой механической походкой. В первых «Терминаторах» на съемках использовались макеты, которые механическую походку демонстрировали без труда. В наши дни роботов, созданных в компьютерной графике, приводит в движение группа аниматоров. Последние в некотором смысле стали жертвой собственного профессионализма. «В обычной ситуации для аниматора нет ничего страшнее, чем услышать, что его герои ходят как роботы, — рассказывает Бен Сноу. — По иронии судьбы, у нас в ILM очень хорошие аниматоры, и они умеют передавать очень достоверные человеческие движения. Им пришлось несколько раз начинать работу заново, потому что движения роботов выглядели чересчур плавными».
«Я не люблю компьютерную графику»
Интересно, что макетам нашлось место и в эру компьютерной графики. «Я не люблю компьютерную графику. Я не хочу, чтобы партнером моих актеров на площадке был компьютер», — говорит Макджи. Он настоял, чтобы для фильма были изготовлены макеты всех роботов, которые так или иначе появляются в кадре. Гигантские резиновые куклы были сделаны на студии Legacy FX, бывшей Winston Studio. Ее основатель Стэн Уинстон, работавший над всеми фильмами о Терминаторе, умер вскоре после начала работы над новой картиной. Макеты произвели большое впечатление на актеров. «Я был таким поклонником старых "Терминаторов", — рассказывает Антон Ельчин, сыгравший одну из главных ролей. — Это было невероятно — я в детстве играл со всеми этими роботами, а теперь они превратились в гигантов, и я стою среди них!»
Но какими бы качественными ни были макеты, как бы ни улучшились их возможности с середины 1980-х годов, диапазон их движений все же сильно ограничен. «Если вы снимаете настоящее, кровавое сражение в современном фильме, вы не можете позволить себе никаких ограничений», — говорит Бен Сноу. Поэтому ни один макет не вошел в окончательный вариант фильма; все они были заменены компьютерной графикой. То же самое произошло практически со всеми трюками, с автомобильными и мотоциклетными погонями.
Редким исключением в картине стали роботы модели Т-600 — неудачной попытки корпорации Skynet создать человекообразного киборга. По словам Бена Сноу, эти роботы на экране — комбинация компьютерной графики и настоящих съемок, в которых участвовали статисты в соответствующем гриме.
Призрак Арнольда Ш.
Задолго до выхода картины «Терминатор. Да придет спаситель» всех интересовал один вопрос: появится ли на экране Арнольд Шварценеггер? Создатели фильма до последнего подогревали интригу. В конце концов режиссер признался, что, конечно же, Т-800 на экране появится. «А тот Т-800, которого мы знаем, обязан своей внешностью одному малоизвестному австрийскому бодибилдеру», — шутит Макджи.
Но не все так просто. Во-первых, за прошедшие годы даже Арнольд Шварценеггер, увы, постарел. Во-вторых, работа в качестве губернатора штата Калифорния не оставляет ему времени на съемки в кино. Поэтому создатели картины использовали сложную комбинацию, в которой были задействованы старые кадры с участием актера, его цифровой двойник и, наконец, его дублер — австрийский актер и бодибилдер Ролан Кикинджер, сыгравший когда-то Шварценеггера в биографическом телефильме. «Мы пытаемся стереть границу между человеком и его цифровым двойником, чтобы зрители не могли догадаться, где кончается один и начинается другой», — рассказывает режиссер. Макджи надеется, что зрителям его фильм понравится, и уже готовится снимать продолжение. «Но окончательное решение за зрителями», — говорит он.