Эффективность и динамика – 2: Обзор технологий
О тех или иных «зеленых» технологиях, позволяющих самым современным автомобилям BMW отличаться весьма экономным отношением к топливу и бережливостью — к окружающей среде, мы рассказывали не раз. Попробуем же свести главное, что мы узнали, воедино.
Все начинается еще с шин автомобиля («Экономия в деталях»), сделанных из особого материала с пониженным сопротивлением качению. Обычная шина, соприкасаясь с дорогой, изменяет свою форму, и эта деформация может буквально «пожирать» энергию движения. Шины с пониженным сопротивлением качению термостойки, они сопротивляются деформации боковины и протектора, обеспечивая плавность движения и экономию топлива.
Инновационные материалы пригодились и в кузове — но на сей раз речь о последних достижениях металлургии. Современные сложные алюминиевые сплавы достигли уже такого уровня прочности, что в составе автомобилей BMW они используются и как внешние панели, и как несущие элементы кузова, и даже в качестве осей. Это позволяет сделать автомобиль намного легче («Автомобили худеют»), а ведь каждый сброшенный грамм неподрессоренных масс заметно повышает безопасность, маневренность, снижает расход топлива.
Свой вклад в эффективность вносит высокоточная система впрыска топлива («Точный впрыск»). Используя повышенное давление, она позволяет добиться впрыска топлива в камеру сгорания особенно небольшими каплями, причем в несколько этапов. Предварительный впрыск обеспечивает равномерное нарастание давления в камере сгорания, снижая уровень шума от работающего двигателя. А серия завершающих впрыскиваний дожигает несгоревшие частицы, улучшая состав отработавших газов.
Впрочем, на выходе газы ждет современный катализатор с сажевым фильтром («Чистим выхлоп»). Здесь тонкий слой благородных металлов — палладия, платины, родия — нанесенных на термостойкую керамическую подложку, проводит реакции окисления несгоревших продуктов и угарного газа, и восстанавливая оксиды азота.
Даровым источником служит система рекуперации энергии из тормозов («Ни ватта впустую»). Генератор в таких автомобилях связан с двигателем не постоянно, а включается только тогда, когда водитель снимает ногу с педали газа или жмет на тормоз. Та кинетическая энергия, которая раньше при снижении скорости терялась впустую, теперь эффективно накапливается в аккумуляторе.
И последнее. Удивительно то, что самый новый автомобиль BMW проектируется уже с расчетом на его... утилизацию («BMW из вторсырья»). Материалы, из которых он изготавливается, подбираются такие, производство которых является сравнительно чистым и которые можно будет использовать вторично. А некоторые сложные узлы и детали можно целиком повторно использовать по их прямому назначению!