«Мокрая» подлодка: Второе дыхание аквалангиста

Бытует мнение, что с изобретением акваланга водная среда окончательно покорена человеком. Однако не следует забывать, что человек с аквалангом под водой – скорее гость, чем полноправный хозяин
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аквалангист подобен подводному пешеходу: скорость его передвижения невелика, а на ограниченном запасе воздуха можно проплыть лишь небольшое расстояние.

Для того чтобы сэкономить воздух и силы, были придуманы различные буксировщики (самый известный тип — «торпеда»). Их уже можно сравнить с самокатом. Однако никакие буксировщики не могут конкурировать с настоящим подводным автомобилем — подводной лодкой «мокрого» типа.

Мы расскажем об одной из самых интересных отечественных разработок — лодке «Акванта». Симпатичная маленькая субмарина разработана в Конструкторском центре МАИ (Московского авиационного института) «Акватика».

История «Акванты» берет начало в 1967 году, когда в МАИ был построен аппарат МАИ-3. В 1969 году появился модифицированный аппарат МАИ-5. Он предназначался для весьма широкого круга подводных работ. Аппараты МАИ-5 работали в Черном, Каспийском, Японском морях и даже демонстрировались на многих зарубежных выставках. Во время одной из выставок на Кубе сам Фидель Кастро проявил интерес к этому аппарату.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале 80-х годов в конструкцию подобных лодок стали вносить элементы авиационной техники. Был разработан скоростной подводный аппарат «Шельф-01», предназначавшийся для транспортировки двух подводных пловцов. Разработка собственно «Акванты» началась в 1994 году, и с учетом накопленного опыта всего за три года удалось сделать уникальный аппарат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Негерметичная субмарина

Идея «мокрой» лодки проста — она делается негерметичной. Основной недостаток «мокрой» лодки — необходимость пилоту и пассажиру надевать гидрокостюмы и дыхательные аппараты.

Достоинства частично вытекают из недостатков: корпус лодки не испытывает давления, поэтому он может быть достаточно тонким. Кроме того, такая лодка в снаряженном состоянии имеет плавучесть, близкую к нейтральной, и не требует дополнительного балласта. Это означает, что вес лодки, корпус которой сделан из стеклопластика и плексигласа, может быть очень умеренным. В частности, снаряженная масса «Акванты» всего 350 кг, и ее можно легко перевозить с помощью автомобильного прицепа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, в «Акванте» есть и герметичный отсек — для аккумуляторов. Они являются источником питания для двух электромоторов с винтами, расположенных по бокам лодки. Электродвигатели обеспечивают не только прямолинейное движение лодки, но и маневрирование: пилот с помощью рулей из кабины может управлять величиной и направлением тяги винтов (есть и обычный гидродинамический руль на корме).

Плавучесть субмарины обеспечивается пенопластовыми блоками и регулируется с помощью балластной цистерны и стандартного воздушного баллона высокого давления от акваланга. При полностью заполненной водой балластной цистерне (около 80 л) лодка имеет небольшую отрицательную плавучесть, которую можно скомпенсировать при движении с помощью поворота в вертикальной плоскости двигателей с винтами, играющими роль рулей глубины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Акванта» вполне нормально чувствует себя и на поверхности, а последняя модификация лодки позволяет полностью всплывать над водой, откачивая остатки воды с помощью помпы и превращаясь в комфортабельный катер.

Маленькие проблемы

Конструкция «Акванты» кажется настолько простой, что в какие-то проблемы при разработке верится с трудом. Однако эта простота — результат нескольких лет тщательной инженерной работы.

Уже при первых испытательных погружениях оказалось, что лодка ведет себя неустойчиво — переваливается. Виной всему оказалась свободно переливающаяся вода в балластной цистерне, и для стабилизации цистерна была разделена перфорированными перегородками на три части.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Испытания выявили еще одну забавную, но совершенно неожиданную проблему. Оказалось, что плексиглас остекления кабины при движении лодки от трения об воду электризуется и притягивает мельчайшие пузырьки выдыхаемого пилотом и пассажиром воздуха. Довольно быстро пузырьки прилипают к остеклению по всей площади, и пилот перестает видеть «дорогу». «Приходилось смахивать пузырьки рукой, — смеется главный конструктор "Акванты" профессор Владислав Махров. — Этакие внутренние дворники!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге проблему решили, использовав для остекления авиационный плексиглас: его металлическое напыление предотвращает накопление статического заряда.

Большие перспективы

Несмотря на то что идея подобной лодки проста и витает в воздухе, зарубежных аналогов у нее немного. Одна из самых известных лодок «мокрого» типа была показана в нескольких фильмах «бондианы». Лодка Джеймса Бонда была сделана специально для фильма и обошлась съемочной группе в несколько сотен тысяч долларов. Хотя, разумеется, разрабатываются подобные аппараты не только в Голливуде, но другие подобные модели стоят еще дороже — от $1,5 млн до $3 млн. «Акванта» же в мелкосерийном производстве стоит всего около $25 тыс., хотя, разумеется, на ее разработку и доводку было потрачено больше — чуть более $100 тыс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К внешнему виду конструкторы подошли очень серьезно. Дизайн (в том числе и раскраска) были разработаны специально для «Акванты» под руководством известного промышленного дизайнера, профессора Московского художественно-промышленного университета им. Строганова Альфреда Карху. Внешне «Акванта» напоминает игрушку, такая же аккуратная, яркая и элегантная.

Как рассказывает Владислав Махров, первоначально «Акванта» конструировалась как лодка для подводного туризма. В этой области она превзошла себя: никаким буксировщикам не под силу угнаться за «Аквантой», идущей со скоростью в 4 узла. Тем более, что пилот и пассажир вполне комфортно сидят в кабине, а не волочатся за «торпедой».

Ее опробовали и в ряде других работ — от экологического мониторинга и разведки при добыче морепродуктов до осмотра подводной части корпуса крупнотоннажных судов, поисково-спасательных работ и подводного патрулирования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако чисто практическими соображениями применение лодки не ограничивается. Подводный фото и видеооператор Владимир Гудзев, принимавший участие в первых натурных испытаниях «Акванты», которые проходили в Оманском заливе Индийского океана, высказался по этому поводу так: «Как пешеходу, никогда не сидевшему за рулем, не удастся понять пьянящее чувство скорости, охватывающее водителя спортивного автомобиля, так и обычному аквалангисту невозможно объяснить словами, какие ощущения испытывает пилот "Акванты". Этот кайф надо просто испытать!»