Ледокол для особых поручений: Лихтеровоз

«Капитан посмотрел с крыла мостика на левый борт своего корабля. Буксиры затолкали большую баржу в кормовой лифт и дали задний ход. Лифт поднялся на несколько метров, и баржа опустилась на стоящие на рельсах тележки. Когда палуба лифта сравнялась с палубой третьего грузового отсека, открылись ворота в огромный грузовой трюм корабля.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— Можете не беспокоиться, товарищ генерал, — капитан засмеялся. — Это большой корабль, и он обладает отличными мореходными качествами даже при такой малой загрузке.

— Малой загрузке? — удивился генерал. — Вы погрузили на борт больше половины боевого снаряжения моей дивизии!

— Грузоподъемность корабля превышает 35 тысяч метрических тонн. Ваше снаряжение занимает много места, но весит сравнительно мало.

На нижних палубах под бдительными взглядами расхаживало свыше тысячи солдат 234-й гвардейской воздушно-десантной дивизии».

Так описывает Том Клэнси в своем романе «Красный шторм поднимается» загрузку в лихтеровоз «Юлиус Фучик» российской дивизии, которая несколько позже мгновенно захватит Исландию. Судно на ходу выгружало в океан суда на воздушной подушке и самоходные десантные баржи, а прямое попадание в корпус противокорабельной ракеты «Гарпун» не причинило гиганту существенного вреда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Описывая советский суперлихтеровоз, Том Клэнси выдумал только название судна — в реальной жизни оно называлось «Севморпуть». О нем до сих пор предпочитают особо не рассказывать, а изображения, казалось бы, гражданского корабля приходится разыскивать, как секретные разведданные.

Всего за один рейд атомный лихтеровоз «Севморпуть» обеспечивает на год продовольствием, одеждой и оборудованием все поселения на Крайнем Севере. Для него не является препятствием лед метровой толщины. Он может, не приближаясь к берегу, передать гуманитарную помощь правительству братской республики, борющейся за свою независимость с капиталистическими агрессорами, или незаметно для международных наблюдателей забросить в Ирак или Кувейт оборудование для нефтедобычи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спецзадача

Проект судна был разработан в 1978 году в ленинградском Центральном конструкторском бюро «Балтсудопроект» по спецзаданию правительства СССР. Строился «Севморпуть» в Керчи, на закрытом заводе «Залив», и был спущен на воду в 1988 году. Первоначально планировалось построить два атомных судна подобного типа, но с развалом СССР работа над двойником так и не была завершена.

География плавания судна — весь мир. За счет ядерной установки атомоход может находиться в плавании неограниченное количество времени. «Севморпуть» также оборудован установкой для сжигания судовых отходов, производительностью 50 кг/ч, 5 установками очистки и обеззараживания сточных вод, что обеспечивает автономное существование двухсот членов экипажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Секретное оружие

При полной загрузке «Севморпуть» может принять на борт 74 лихтера весом 300 т каждый. Лихтеры, специальные грузовые контейнеры, имеющие герметичный корпус, могут плавать как баржи. Уникальность лихтеровозов заключается в том, что их эксплуатация позволяет избежать капитальных затрат на строительство глубоководных портов в местах назначения грузов. Лихтеровоз незаменим при доставке товаров и снаряжения в необорудованные и плохо освоенные места. После того, как лихтер окажется за бортом, его подхватывает буксирный корабль и тащит к берегу. При необходимости буксир может подтащить лихтер и к речному порту. Низкая осадка лихтеров позволяет пришвартовывать их прямо к берегу. После выгрузки пустые баржи возвращаются буксирами на лихтеровоз, когда он идет обратным курсом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Палуба атомохода «Севморпуть» оборудована специальным погрузочным краном «КОНЕ», который выполнен в виде буквы «П» и может перемещаться по рельсам вдоль корпуса судна. Прочность палубы такова, что лихтеры устанавливаются в два яруса по высоте, еще один ряд находится в трюмах. При помощи самобалансирующихся захватов кран быстро спускает лихтеры на воду — все операции производятся через корму, которая имеет скос, как у китобойного судна. В крайних случаях, когда акватория находится под наблюдением, лихтеровоз может производить разгрузку не только во время остановки, но и в движении. Зачем это нужно, доходчиво описал Том Клэнси.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миссия выполнима

Лихтерный флот был популярен в середине 70-х годов. В то время Советский Союз активно осваивал районы Крайнего Севера и помогал развивающимся странам как одеждой и продовольствием, так и оборудованием для разведки и добычи нефти. Этим и обусловлена география плавания «Севморпути»: несмотря на свою «ледокольную специализацию», он переправил больше грузов во Вьетнам и Саудовскую Аравию, чем на Север. «Тогда без лихтеров было не обойтись: нефтяное оборудование прямо с них перебрасывали на грузовики и увозили в пустыню», — вспоминает Сергей Перевозчиков, заместитель директора департамента технической эксплуатации атомного флота Мурманского морского пароходства, в котором сейчас прописан «Севморпуть». Основной причиной, почему лихтеровозы не получили широкого распространения, стал распад системы централизованного снабжения СССР. Из-за нехватки средств были передислоцированы военные поселения, прекращены картографические съемки земной поверхности. Внутренний грузооборот за 10 лет уменьшился более чем в 10 раз: в 80-х годах только в районы Крайнего Севера отправляли порядка 2 млн т грузов народно-промышленного назначения, а в конце 90-х — всего 250 тыс. т, из которых более половины приходится на сырье. Свой последний рейс в качестве лихтеровоза «Севморпуть» совершил весной 1992 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Атомное сердце

С момента своего схода с верфи атомоход перевез более 1,5 млн т грузов, при этом его энергетическая установка перезаряжалась всего дважды: первый раз — в 1994 году, затем — в 2001 году.

С 1998-го по 2001 год атомоход стоял: у Мурманского пароходства не было средств на закупку ядерного топлива.

«Севморпуть» приводится в движение электротурбинной установкой мощностью 29 420 кВт (44 тыс. л.с.), которая раскручивает гребной винт до 115 об./мин. Специальная насадка на винт из стали высокой прочности позволяет судну идти сквозь воду, которая на 90% состоит из крупной ледовой крошки. Главная турбина приводится в движение паром, который выбрасывается из сопла атомной установки под давлением 30 кгс/см3 и температурой 3000С. На случай отказа главной энергетической установки «Севморпуть» оборудован котлом аварийного хода, который работает на дизельном топливе и выдает 50 т пара в час при температуре 3600С и давлении 25 кгс/см3. На атомоходе также установлены три турбогенератора по 1700 кВт каждый и 5 резервных генераторов, работающих на дизельном топливе, общей мощностью 1400 кВт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Принцип действия атомной энергетической установки основан на нагревании, за счет цепной ядерной реакции, воды высокой степени очистки до температуры 3170С. Находясь под высоким давлением, вода не закипает и поступает в парогенератор, где и превращается в пар. Затем перегретый пар подается на турбины. Все контуры системы герметичны, что позволяет избежать радиационного загрязнения. После конденсации и ионно-обменной очистки вода снова подается в систему.

За кормой

Но все тайные подвиги атомохода «Севморпуть» остались в прошлом. С 1993 года единственный в России лихтеровоз с ядерной энергетической установкой используется в качестве обычного грузового судна для перевозки морских контейнеров на маршруте Мурманск — Дудинка. Правда, и здесь он пугает конкурентов своей грузоподъемностью: его палуба и 6 трюмов вмещают в двa раза больше, чем другие суда.