Марк Левинсон №33: Hi-End
В 1972 году талантливый американский музыкант и инженер Марк Левинсон основал в Коннектикуте одноименную компанию Mark Levinson. И вот уже 30 лет вокруг этого имени фанатики Hi-End'а слагают огромное количество легенд и историй. Одна из них гласит, что даже слово «Hi-End» придумал сам Марк Левинсон. А вот то, что все высококлассные усилители в мире сравниваются с Mark Levinson № 33 Reference Mono Power Amplifier, — уже не легенда, а факт. Недаром усилитель так и называется — эталонный.
Может ли играть конденсатор
Левинсон одним из первых задумался о качестве звука и причинах, которые его формируют. До него считалось, что чем лучше технические параметры аппаратуры (шире полоса пропускания и меньше нелинейные искажения), тем лучше звук. Марк же высказал почти крамольную для инженеров, но понятную для музыканта мысль — во главу угла нужно ставить не технические характеристики, а человеческое восприятие звука, живое прослушивание. Никому же в голову не приходит оценивать скрипку Страдивари по ее возможности воспроизвести частоту в 35 кГц. И свои усилители Левинсон стал создавать не по техническим параметрам, а по критерию «звучит — не звучит». Критерий выбраковки деталей (этот конденсатор играет, а этот нет) для традиционных электронщиков был кощунственным. Звучали у Марка не только радиодетали, но и схемотехнические решения. В итоге, после многочисленных проб и ошибок, Левинсон пришел к тем решениям, многие из которых сохраняются по сей день.
Горячий, но классный
Наиболее известными усилителями компании стала модель Mark Levinson № 20.6 (кстати, вся аппаратура легендарной марки выпускается только под номерами), появившаяся в конце 80-х годов. Усилитель состоял из двух неподъемных раздельных блоков — по одному на канал. Помимо большого веса и размеров, усилитель имел не очень большую выходную мощность, грелся как печка, но звучал как Бог. Это было похоже на звучание лучших ламповых усилителей, но при транзисторной основательности — бархатный бас и открытый среднечастотный диапазон. № 20.6 даже по прошествии десятилетия никто не думает сдавать в утиль — он до сих пор услаждает слух своих владельцев.
Грелся усилитель неспроста. Инженеры Mark Levinson используют схемотехнику чистого класса A, при котором выходные транзисторы открыты постоянно, то есть ток течет через них даже в то время, когда нет сигнала. Подобный режим имеет наименьший КПД из возможных (до 20%), зато позволяет добиться минимальных искажений. Для примера, транзисторы, применяемые в аппаратуре класса D (обычно это цифровые усилители), работают в ключевом режиме, а сами усилители имеют КПД более 90%.
Так же неслучайна высокая масса усилителей Mark Levinson. Наибольшее влияние на звук оказывает, как это ни странно, обычное сетевое питание.
Идеальный синус
Даже по Москве стандартные 220 В разные — разброс составляет, в зависимости от района, от 160 до 260 В. Но даже не это самое страшное — напряжение сильно загрязнено, то есть отличается от стандартного синуса.
В него проникает куча всяких бытовых искажений: сосед бреется этажом выше, ребенок играет в Nintendo, жена сушит волосы феном. Точно так же, как некачественный бензин может стать причиной перебоев отлично отрегулированного японского двигателя, так и искажения, вместе с электричеством попавшие в усилитель, портят выходной сигнал. Кстати, именно по этой причине истинные аудиофилы лучшим временем для прослушивания называют ночные часы — с 23:00 до часу ночи, когда большинство «постановщиков помех» уже спят.
С загрязненным напряжением, как, впрочем, и грязным бензином, борются при помощи фильтров. Например, на нынешнем флагмане Mark Levinson № 33 стоят регенераторы напряжения, принцип работы которых заключается в выпрямлении напряжения и дальнейшей генерации идеального синуса при помощи эталонного задающего генератора. И никаких компактных импульсных источников тока на входе, которые вносят хоть небольшие, но собственные искажения. Только тороидальные трансформаторы, обладающие наименьшими электромагнитными излучениями, причем очень тяжелые и мощные — в пиковые моменты усилитель может потреблять до нескольких киловатт электроэнергии. Причем трансформаторов должно быть не менее двух — по одному на канал. Традиционно усилители Mark Levinson строятся по принципу «двойного моно»: схемы ничем не связаны, а во флагманских моделях даже заключены в разные корпуса. Сделано это для лучшего разделения между каналами — они разделены абсолютно.
Еще один параметр, который влияет на звук, — выходное сопротивление усилителя. Чем ниже выходное сопротивление, тем лучше усилитель справляется со сложной нагрузкой акустических систем. Написанное на колонках сопротивление (4 или 8 Ом) — усредненное. На самом деле, для каждой частоты сопротивление свое, причем на некоторых частотах оно может падать ниже допустимого. И если у усилителя собственное высокое выходное сопротивление, то он плохо обрабатывает эту полосу частот.
Транзисторный хор
Обеспечить низкое сопротивление можно двумя способами. Например, увеличить глубину обратной связи усилителя. Чем глубже обратная связь, тем ниже выходное сопротивление усилителя. Но это негативно влияет на восприятие звука — он получается более ровным, но «мертвым», как выражаются знатоки.
В усилителях Mark Levinson низкое выходное сопротивление достигается путем запараллеливания транзисторов выходного каскада. Это хорошо известно из школьного курса физики — при параллельном включении общее сопротивление падает. Количество выходных транзисторов может достигать трех десятков на канал, тогда как обычной нормой являются два. Причем, чтобы эти десятки работали вместе, необходим жесткий подбор — они должны, как хор, петь вместе. Если обычно транзисторы отбирают по одной-двум статическим характеристикам, то в Mark Levinson — по шести динамическим. И все равно при этом последнее слово остается за слухом — заиграют вместе или нет. Hi-End никакими приборами не меряется — в этом его суть.