Серийная реинкарнация
«У нас нельзя просто выбросить телевизор в мусорный контейнер, — рассказывает о своей нелегкой жизни в Японии наш переводчик. — С апреля 2001 года по закону габаритная бытовая техника должна сдаваться на утилизацию. Чтобы сдать старый холодильник, придется выложить около $50 плюс транспортные расходы».
Такие строгие порядки для Японии необходимость. Страна небольшая, по занимаемой площади (378 000 км^2) занимает лишь 60-е место в мире, население — 128 млн человек, это десятое место в мире, а по ВВП страна в лидерах — третья в мире. Получается, что людей много, живут небедно, отходов очень много, а выделенных площадей под свалки не хватает. Чтобы как-то решить эту проблему, по всей стране действуют сотни заводов по переработке мусора.
Мне удалось побывать на PETEC (Panasonic Eco-Technology Center) — заводе по переработке бытовой техники компании Panasonic. Здесь в мелкий порошок превращают кинескопные телевизоры, холодильники, стиральные машины и кондиционеры. Выбор техники для утилизации не случаен: во-первых, столь громоздким вещам на свалке не место, во-вторых, они хорошо поддаются переработке. Ежегодно в Японии утилизируется более 12 млн единиц бытовой техники. Это ощутимо «оздоровляет» ситуацию со свалками и предоставляет промышленности тысячи тонн «бесплатного» сырья.
Смерть холодильникам!
Тех, кому убийство бытовой техники кажется страшно занимательным занятием, на заводе может постичь разочарование. Увидеть могучих сумоистов, которые поднимают холодильники и со всей силы бросают их об стены, здесь не удастся. До определенного момента все выглядит довольно прозаично.
Вот, например, по конвейеру идут холодильники. Рабочие вынимают из них поддоны и разделители, вырывают магнитный уплотнитель. Затем из холодильного контура откачивают фреон, извлекают масло, отсоединяют компрессор, который затем разбирают на детали.
Но вот, кажется, впереди что-то интересное. Наш экскурсовод интересуется, есть ли среди нас люди с тонкой психикой. Дело в том, что сейчас с помощью установленной внутри устройства камеры можно будет понаблюдать за работой огромного измельчителя. Здесь подразобранный холодильник за секунды перемалывается на мелкие куски металла и пластика. Все выглядит впечатляюще, и говорят, что находятся чувствительные люди, которые едва не плачут, наблюдая за гибелью холодильника. Это и вправду зрелище не для слабонервных. Производительность устройства — 5 т холодильников в час, так что гибель машин происходит одна за другой — на конвейерной основе.
Дальнейший путь остатков холодильника не столь зрелищный, но зато более интересный с точки зрения технологий. Сперва мощные магниты извлекают из смеси разных материалов сталь. Затем из нее выдувается легкий пенополиуретан, а оставшиеся в смеси более тяжелые медь и алюминий отделяются от пластика с помощью сепаратора с постоянными редкоземельными магнитами. Во время его работы, когда куски цветных металлов с большой скоростью проходят через вращающийся сепаратор, в них возникают вихревые токи и создается магнитное поле вокруг металлов. Полярность этого магнитного поля совпадает с полярностью вращающегося магнита, в итоге цветные металлы отскакивают от него. Параметры установки подобраны так, чтобы баллистические траектории металлов различной плотности существенно различались. На этом свойстве и основано отделение медных фракций от алюминиевых: они попадают в разные бункеры. Пластики воздействию поля не подвергаются — конвейер сбрасывает их в свой бункер. После этого смесь из пластиков направляется во флотационную камеру с водой и в центрифугу — для разделения по видам.
Часть полученного материала идет на производство деталей новой бытовой техники. Остальное поступает на специализированные заводы для дальнейшей переработки.
Религия для бытовой техники
Сегодня лишь некоторые из полусотни заводов по переработке бытовой техники окупают себя, но руководители этих предприятий ожидают, что в будущем они станут прибыльными, причем без повышения величины тарифов для населения.
Дело в том, что на заводе PETEC ведется постоянная исследовательская работа, цель которой — снижение стоимости утилизации и повышение степени переработки. При разработке новых продуктов компания Panasonic уже использует наработки специалистов PETEC, а значит, когда придет время утилизировать новую технику, делать это будет проще и прибыльней.
Параллельно на заводе ведутся и работы для повышения качества сортировки и утилизации. Согласно японским законам, степень переработки должна быть не ниже 50% для холодильников и стиральных машин, 55% — для телевизоров и 60% — для кондиционеров. Однако уже сейчас на заводе этот показатель значительно выше необходимого минимума: для кондиционеров и телевизоров — выше 80%, для стиральных машин — 77%, для холодильников — 69%.
Кроме того, для производителя бытовой техники завод, занимающийся утилизацией, — это обратная связь. По степени изношенности отслуживших свой век устройств можно судить о том, качество каких деталей стоило бы поднять, на чем следует сделать акцент при разработке новых моделей.
Правда, продукция Panasonic — это лишь часть устройств, которые поступают на переработку. Вся утилизируемая в Японии техника поделена на две группы — A и B. Завод PETEC занимается группой А, на него поступает продукция 20 определенных производителей. Техника группы B поступает на другие заводы.
Любопытно, что в апреле 2007 года — через шесть лет после начала работы завода PETEC — на нем переработали 4 млн единиц техники. Говорят, если бы всю эту технику не утилизировали, а в несколько этажей складировали на заводе, помещения предприятия были бы забиты под завязку.