Машинный звук: Car Audio

При установке аудиосистемы в автомобиль главное – четко определиться, что первично, машина или звук
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часть первая.

Автомобиль как средство передвижения

Первое, что бросается в глаза в салоне автомобиля и с чего начинают строить собственное car audio, — головное устройство, обычно CD-ресивер. Правильная по логике попытка подобрать головное устройство по звучанию, как правило, обречена на провал. При хорошей акустике и внешних усилителях (что, как правило, стоит во всех приличных салонах) разобраться в нюансах звучания могут единицы. После первой (и неудачной) попытки покупатель начинает думать, что главное в автомобильном звуке — акустика, а цена головных устройств определяется красотой дисплеев и наличием сервисных функций. И в чем-то он прав.

Действительно, изготовители автомобильной электроники строят всю свою линейку продуктов на основе одной, в крайнем случае двух моделей. Поэтому класс звучания всей серии определяется качеством топовой модели. Просто из более дешевых моделей изготовители убирают дистанционное управление, упрощают пользовательский интерфейс, ограничивают количество линейных выходов и т. д. Поэтому, как правило, класс головного устройства определяют не по звуку, а по наличию как раз сервисных функций. Например, характерной особенностью моделей верхнего уровня является наличие диммера (устройства, изменяющего яркость подсветки дисплея в зависимости от того, включены габариты или нет). Стоимость реализации подобной функции не превышает полдоллара, однако ставят ее только в дорогие устройства — иначе в классах совсем запутаешься.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особо улучшить звук головное устройство не может, хотя если оно что-то и отрежет в частотной характеристике, никакие устройства вернуть отрезанное не помогут. Да и не в каждой машине можно заменить «голову»: многие производители так интегрируют их в панель управления (например, на Peugeot 206), что их смена превращается в дорогостоящую косметическую операцию. А вот что менять нужно в любом случае — это акустику (если, конечно, у вас не Rolls-Royce). Как правило, изготовители автомобилей ограничиваются самыми дешевыми бюджетными моделями. Требования к автомобильной и домашней акустике различаются: первая работает в агрессивной среде (особенно если устанавливается в дверях) и в условиях повышенной вибрации. Поэтому традиционные бумажные диффузоры исключены. Диффузоры дешевых моделей изготавливаются из полипропилена низкого давления, более дорогих — высокого. Для увеличения жесткости (а следовательно, и качества звучания) полипропилен часто армируют углепластиковыми нитями или, что более модно, покрывают тонким слоем металлической фольги. Самая дорогая акустика использует практически идентичные дорогим домашним системам технологии — кевларовые, углепластиковые и даже картонные диффузоры (правда, пропитанные специальными водостойкими смолами). Высокочастотные автомобильные головки, как правило, ничего интересного из себя не представляют: используется купольная мембрана из пластика, металла или шелка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Две или четыре?

Сколько колонок ставить? В этом вопросе профессионалы так и не пришли к одному мнению. Есть установщики, напрочь отрицающие заднюю акустику и считающие ее атавизмом, пришедшим из тех времен, когда система состояла из магнитолы и двух динамиков — пластмассовых коробочек, которые бросались на заднюю полку. Довод у них простой — ведь в домашней стереосистеме никто не ставит колонки сзади. Но в любом приличном авторесивере как минимум четыре канала усиления — куда тогда девать лишние два канала?

Заводить на сабвуфер, ибо это почти самое главное устройство в автомобиле. Другие профессионалы прочно стоят на позиции четырехточечного расположения акустики в салоне, упирая на специфику звучания автомобильного салона, и не считают низкочастотный динамик так уж и необходимым. Единственное, в чем сходятся и первые, и вторые, — двери не лучшее место для размещения акустики. При такой установке получается эффект стереонаушников, когда источники звука локализуются в самой голове, а не перед слушателем, как задумывал звукорежиссер. Идеальное место для размещения — торпедо. Желательно, чтобы торпедо было большое, а лобовое стекло сильно наклонено назад. Однако при таком расположении высокие частоты при отражении от стекла будут быстро затухать. Поэтому высокочастотные «пищалки» при такой схеме выносятся на боковые стойки. Если вы решились на это, то совершили первый шаг на пути в бездну — бесконечного улучшения звучания вашего автомобиля. Потребуются многочисленные эксперименты с углами наклона, местами расположения, борьбой с отражением сигнала и т. д. Помимо времени все это стоит безумных денег.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Звуковые процессоры

Выход из положения довольно простой — возвращаем акустику в штатные места и устанавливаем специализированный звуковой процессор.

В электронный мозг этого маленького компьютера вбивается масса данных: расстояние от слушателя до всех акустических головок, размеры салона, материал обивки и т. д., — а процессор, посредством подстройки временных задержек сигналов и частотной коррекции сигнала, адаптирует звучание к салону любого автомобиля. Единственная проблема — процессор рассчитан только на одного человека. Когда в салоне вы не один, его можно отключить, тогда все слушатели будут слышать нечто среднее.

Сегодня процессоры стремительно дешевеют, и с их распространением чисто акустические решения будут отодвигаться на второй план. Пока среднестатистический автоаудиолюбитель обходится без процессора, даже не подозревая об их существовании, — по статистике, на десять проданных усилителей приходится один процессор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Усилители

Если цена выбранной акустики перевалила за двести долларов за пару, вам не обойтись без внешнего усилителя. Хотя профессионалы советуют ставить усилитель при любой возможности — нельзя впихнуть в миниатюрную микросхему ничего прилично звучащего, утверждают они. Однако установка усилителя несет за собой массу неудобств. Во-первых, для лучшего охлаждения он должен быть открытым. Можно, конечно, запихнуть его под сиденья, но обычно его размещают в багажнике. Часто это ведет к жесткому закреплению спинки задних сидений — прощай, трансформация салона, а вместе с ней и перевозка любимых лыж и сноубордов. Вдвое увеличивается длина проводов: теперь их надо тянуть сначала от головного устройства в багажник и только потом — к акустике. Установив усилитель, вы вплотную приблизились к тому порогу, когда автомобиль все же больше средство передвижения, чем передвижная аудиосистема.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часть вторая.

Аудиомобиль

Движение к совершенству начинается с осознания того, что одного усилителя вам мало, нужно как минимум три: один на правый борт, один на левый, один к сабвуферу. Басовые динамики давно уже живут в своем особом мире, и питают их специальные усилители, работающие в отдельном классе D (низкочастотные технологии давно разошлись с обычными). Можно сразу забыть, что в багажнике можно что-то возить. Там теперь навечно поселятся усилители, процессор и сабвуфер (лучше два). По иронии, именно усилители установщики считают самой красивой частью автомобиля. Поэтому в любой приличной мастерской вам порекомендуют отделку багажника кожей, нубуком или деревом, предложат астрономическое количество всевозможных накладок, декоративных рамок, изготовленные на заказ болтики, светодиоды и неоновые лампы. Самый хит сезона — специальные лазеры. Экономить на всем этом не стоит: когда в полночь вы откроете багажник и оттуда полыхнет всеми цветами радуги, знатоки это оценят.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный калибр

Большое количество усилителей начинает приводить к токовому голоданию, хорошего звука ждать нельзя. Пора менять силовые провода. Как в оружии, их диаметр измеряется в калибрах. Чем меньше калибр, тем толще провод. Нулевой соответствует копеечной монете. Цена — от четырех до сорока долларов за метр. Поменяли? Слушаем любимую скрипку. И вдруг на одном из дисков вам показалось, что кульминация прозвучала как-то смазанно и неинтересно. Показалось или не показалось, прозвучала или не прозвучала? Существует ничтожная вероятность, что вам помешала инерционность автомобильного аккумулятора, который выдал нужный ток для вашего усилителя на долю секунды позже. Что, тянули-тянули подкалиберный кабель — и все зря? Нет, просто вы наконец доросли до конденсатора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Установка аудиоконденсатора — это уже рубеж. После этого вы можете на равных обсуждать со специалистами небольшой круг тем. Музыкальный конденсатор выполняет роль накопителя энергии. В момент наступления кульминации произведения конденсатор, не дожидаясь реакции со стороны нерасторопного аккумулятора, без промедления отдаст нужную порцию энергии усилителям мощности, и музыкальный фрагмент прозвучит достойно. Замечательно, кроме одного «но»... Если вдруг незаряженный конденсатор включить в сеть, он неминуемо взорвется. Причем сильно. Поэтому следующим после конденсатора приобретением будет специальное устройство с дисплейчиком, надевающееся на клеммы и следящее за зарядкой.

Про питание

Окончательно насладиться звучанием всей этой роскоши мешает звук работающего двигателя. Выключаем его. Вот он, момент истины. Именно момент — гирлянда усилителей выпивает аккумулятор до дна минут за двадцать. Меньше звучания половины компакт-диска. Самое время ставить специальный гелевый аудиоаккумулятор. По своей структуре он более напоминает конденсатор (очень тонкие пластины, помещенные в гель), в несколько раз превосходит традиционные аккумуляторы по скорости отдачи тока. Связанный гелеобразный электролит не требует ухода, что позволяет размещать аудиоаккумулятор поближе к электронике. Правда, и стоит это чудо в несколько раз дороже обычного аккумулятора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вооружившись конденсаторами, проводами и аккумуляторами, вы наслаждаетесь музыкой, не подозревая, что теперь неприятности могут поджидать в дороге. Имя этой неприятности — генератор, который подзаряжает аккумулятор, который заряжает конденсатор, который питает усилитель. Дело в том, что надежное питание автомобиля стандартный генератор обеспечивает начиная с 3−3,5 тыс. об./мин. А в пробках, в которых музыку в основном и слушают, генератор крутится на 1000−1500 оборотах. Если же включить стеклоочистители, омыватели, обычные и противотуманные фары, кондиционер, прикуриватель, антирадар, handsfree, «крякалку» и стробоскоп, аккумуляторы не только перестанут подзаряжаться, но начнут стремительно терять заряд. Мы опять имеем размытую — как ее? — кульминацию. День испорчен. Выход один — специализированные, как вы догадались, аудиогенераторы, способные выдавать двести и более ампер уже на тысяче оборотов. На этом этапе общаться даже с аудиофилами бесполезно. Вам прямая дорога на соревнования по автозвуковому спорту. Что это такое? Читайте в следующем номере.

Автор благодарит компании A&t trade и Триа Интернешнл за консультации