Эфир с колес: Передвижная телевизионная станция
Кажется невозможным, что когда-то телевидение работало только в прямом эфире, а программы в записи были редкостью, ведь до появления видеомагнитофонов их снимали на кинопленку, которую проявляли, монтировали и только потом, недели через две, показывали телезрителям. Первая записанная на магнитную ленту программа на российском телевидении вышла только в 1960 году. 20 февраля в Доме звукозаписи — на улице Качалова, 24 (сейчас Малая Никитская), где сегодня располагается телеканал «Культура», — на видеомагнитофон был записан эстрадный концерт и потом «с видеомагнитофона» при помощи ПТС передан по ТВ. Вот это было событие!
А сегодня все наоборот — зрители с нетерпением ждут именно «живых» эфиров, совершенно заслуженно считая их самыми интересными, волнующими и драматическими.
Прямой эфир
На самом деле и сейчас на телевидении почти любой эфир можно назвать «живым». Ведь в строгом соответствии с программой передач в эфир должны последовательно выходить фильмы, новости, погода, спорт
Задача режиссера — выдать звук и картинку в соответствии с так называемым монтажным листом, в котором для каждой передачи (это может быть фильм, рекламный блок, анонс
Современные цифровые технологии позволяют полностью автоматизировать процесс выдачи программ в эфир, и, например, в аппаратной вещания на телеканале «Культура» режиссер уже стал практически не нужен. Все материалы в цифровом виде хранятся в базе данных и выдаются в эфир в соответствии с playлистом (как в вашем MP3плеере).
К сожалению, автоматизировать таким образом работу при прямой трансляции концерта или футбольного матча никак не получится!
Прежде всего, в этих случаях у режиссера нет перед глазами монтажного листа, расписанного по секундам, хотя, конечно, общий порядок событий обычно известен заранее. Однако в течение одной сцены спектакля или выступления артиста события могут развиваться с огромной скоростью! И как раз режиссер должен выбрать, каким способом донести до зрителя происходящее так, чтобы с максимальной точностью передать не только действие, но и атмосферу: показать лицо крупным планом или сцену общим, танцевальную группу, зрителей в зале
Однако вне стен родного телецентра высокий профессионализм режиссера и его помощников отнюдь не основная составляющая успеха «живого» эфира. Нужно выполнить еще как минимум одно важнейшее условие — обеспечить эфирную бригаду оборудованием, связью и создать комфортные условия для работы. Эфирная аппаратная на телеканале — это огромное количество скоммутированного оборудования, приспособленного для эфира. Как доставить его к месту съемок? Все проблемы организации выездных съемок и эфиров решает передвижная телевизионная станция (ПТС) — по сути, полноценная эфирная аппаратная на колесах. Она включает необходимый набор оборудования и рабочие места инженеров и эфирной бригады.
ПТС
Любая передвижная телевизионная станция делается на заказ и поэтому всегда оптимизирована для решения строго определенных задач. Например, крупным спортивным каналам для организации трансляций спортивных соревнований требуется максимальная функциональность, а небольшому региональному каналу подойдет ПТС на базе микроавтобуса с парой камер и двумя видеомагнитофонами, но зато приспособленная для езды по пересеченной местности.
Кроме обязательных видеокамер, видеомагнитофонов и звуко и видеомикшеров, в ПТС могут быть установлены устройства для создания трехмерных эффектов, устройства замедленного воспроизведения, знакогенераторы, накопители неподвижных изображений, оборудование для монтажа видео и звука. Что из всего этого выбрать, определяется не только требуемой функциональностью, но и, не в последнюю очередь, финансами заказчика.
Кстати, при работе на галаконцертах или крупных спортивных мероприятиях одной ПТС бывает недостаточно. В таких случаях создается комплекс из двух и более машин, который даже может формировать несколько независимых телепрограмм.
Обслуживание
Как и обычная эфирная аппаратная, ПТС обслуживается несколькими постоянными техническими и переменными творческими бригадами.
Сложность ведения прямых трансляций приводит к узкой специализации творческих бригад — в частности, операторов и режиссеров. Кто-то знает тонкости вещания с футбольных матчей, а кто-то — с концертов классической музыки. Настоящий «живой» эфир — это высший пилотаж, и в таких бригадах всегда работают профессионалы экстра-класса.
Технический персонал для обслуживания ПТС подбирается ничуть не менее тщательно. Здесь тоже первое и главное требование — высочайший профессионализм: надо не только в сжатые сроки установить и привести в рабочее состояние оборудование, но и в случае возникновения нештатных ситуаций как можно быстрее найти оптимальное решение.
Так что качественная прямая трансляция — результат действий слаженного коллектива, в котором каждый знает свое дело на «отлично».
На выезде
Представьте себе вполне рядовую ситуацию: требуется организовать съемки спектакля. Оказывается, если он начинается в семь вечера, машина должна выехать в десять часов утра!
Работа начинается с разворачивания ПТС. Раскладывается стенка, и ставятся опоры, которые гарантируют полную неподвижность автомобиля во время работы, на крыше размещается дополнительное оборудование — антенна или камеры.
Режиссер определяет точки съемки и выбирает типы объективов, техническая бригада протягивает силовые кабели и кабели для видео и звука, устанавливает камеры и налаживает связь, осветители ставят дополнительный свет
Кстати, количество камер и их месторасположение часто определяются организаторами. Нужно заметить, что порой требования достаточно суровы: в частности, на спортивных мероприятиях строго оговорено минимальное количество точек съемки. В некоторых случаях приходится задействовать дополнительное «выносное» оборудование, которое не входит в стандартный набор ПТС и привозится на отдельной машине. Само собой, перед эфиром надо убедиться, что аппаратура правильно подключена и нормально функционирует, чтобы при эфире или записи на кассету не оказалось вдруг, что, к примеру, звук неправильно скоммутирован.
Все переговоры во время эфира осуществляются при помощи системы служебной связи.
Есть несколько способов работы ПТС, и выбираются они в зависимости от требуемого результата, текущей ситуации и возможностей компании.
Для трансляции может быть организовано три типа каналов связи: спутниковый, радиорелейный и оптоволоконный — причем как по отдельности, так и в комбинации. Эти каналы могут быть арендованы у одного или нескольких провайдеров или являться собственностью телекомпании.
В больших городах обычно не представляет труда подключиться к оптической линии связи. Но все не так просто, так как точки подключения рассчитаны на вполне определенный формат данных и он не всегда совпадает с тем, который использует телекомпания (от PAL, SECAM и NTSC до HDTV и MPEG IMX). Проблема решается применением специальных систем цифровой передачи видео и аудиоданных, которые позволяют в реальном времени кодировать и передавать данные в любом заданном формате. Такие системы могут быть встроенными, а могут в каждом случае устанавливаться на ПТС дополнительно.
ПТС не всегда оснащена аппаратурой для радиорелейной или спутниковой связи и может подключаться к передвижным станциям связи. Они представляют собой небольшой автомобиль с «бортовой» антенной.
Сигнал от ПТС в любом случае (бывает, что и окольными путями) приходит на телецентр, который уже передает сигнал на телевизоры обычным способом.
Следует еще отметить, что эфир почти всегда записывается: часто бывает, что ПТС снимает на «будущее» и как такового «живого» эфира нет. Известен и «хоккейный» вариант, когда снимают и записывают первую часть, например, хоккейного матча, а затем кассету отвозят в телецентр и уже оттуда выдают в эфир, затем так же снимают и привозят вторую часть
Благодарим Максима Евдокимова и других сотрудников телеканала «Культура» за помощь в подготовке материала