Дорожная инспекция: как беспилотники следят за водителями и помогают ГИБДД
Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 1,3 миллиона человек, говорится в докладе ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения. Более половины смертей приходится на пеших участников движения, а также на велосипедистов и мотоциклистов. К основным нарушениям со стороны автомобилистов относят превышение скорости, невнимательность при управлении транспортным средством и управление таковым под воздействием алкоголя и психонаркотических средств.
Кроме того, если речь идет о крупных городах с плотной застройкой и сложными транспортными системами, к проблемам управления дорожным движением можно отнести большое количество пробок и ненадлежащий контроль за соблюдением ПДД.
Дороги требуют постоянного мониторинга и обслуживания. Сегодняшние методы решения всех этих проблем предлагают рост строительства новых и реконструкции имеющихся дорожных систем, а также использование передовых технологий для создания интеллектуальных транспортных систем.
В чем суть?
Сегодня практически на одну семью приходится два и более автомобиля. В мире фиксируют значительный прирост автомобильных парков и, как следствие, ограничений пропускной способности дорожной сети. Это вызывает новые заторы, пробки, провоцирует рост аварий. Как показывает практика, решить проблемы строительством новых автодорог невозможно. Поэтому специалисты привлекают другие, более современные решения, которые призваны обеспечить соблюдение ПДД, снижение конфликтных ситуаций на дорогах и повышение общего уровня безопасности.
Интеллектуальная транспортная система, или «умный транспорт» — это комплекс мероприятий, который позволяет эффективно использовать магистральные дорожные сети с привлечением информационных технологий. Основная функция ИТС — сбор данных об участниках движения, оперативное выявление нарушений и мониторинг состояния автодорог.
В комплексе ИТС должен выполнять функции диспетчерских и оперативных центров по взаимодействию участников дорожного движения и контролирующих ведомств. В «набор» инструментов интеллектуальной транспортной системы входят дорожные видеокамеры, детекторы, которые способны не только выявлять нарушения, но и оценивать состояние дорожного потока; умные светофоры, которые работают самостоятельно и регулируют сигналы, оценивая поток машин. Это также информационные табло, паркоматы и автоматические системы управления освещением, которые способны включать и выключать свет в зависимости от ситуации на дороге, времени суток и других факторов. Здесь и беспилотные летательные аппараты – они позволяют не только фиксировать нарушения, но и оценивать, анализировать общее состояние дорог.
Дроны приходят на помощь ГИБДД
Дроны действительно предлагают комплексный подход по управлению на транспорте: это включает в себя фото и видеофиксацию с автомобильных магистралей. С помощью беспилотников осуществляется подсчет количества участников движения, скорости перемещения транспорта, маршрутах, движении на определенных участках дорог и заторах. Эта информация необходима для планирования городской инфраструктуры с учетом потребностей населения и текущих условий. В дальнейшем при проведении строительных или ремонтных работ дроны смогут выявлять нарушения и анализировать пассажиропоток на будущем участке.
Примечательно, что беспилотные воздушные системы способны существенно снизить затраты на проведение мероприятий по обслуживанию дорог, обеспечение безопасности с использованием многочисленных камер, радаров и датчиков, установление причинно-следственных связей во время чрезвычайных происшествий.
Конечно же, беспилотные летательные аппараты применяют при инспекции и выявления нарушений со стороны автовладельцев. Например, в России с 2012 года 17 регионов внедряют систему управления транспортом с неба. По данным МВД РФ, в настоящее время беспилотники применяются в Москве, в республиках Татарстан, Удмуртия, Адыгея, Бурятия и Ингушетия, в Забайкальском, Краснодарском, Красноярском и Пермском краях, а также в Амурской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Свердловской и Тюменской областях. Дроны используют на аварийно опасных участках дорог и в местах, где отсутствуют автоматические комплексы фотовидеофиксации нарушений.
В министерстве поясняют, что применение дронов целесообразно для выявления нарушителей на дорогах, связанных зачастую с превышением скоростного режима, выездом на полосу встречного транспорта и пересечения дорожной разметки. Кроме того, такие меры имеют психологическое обоснование. Когда люди знают и видят, что за транспортным средством ведется наблюдение с воздуха, это побуждает не нарушать правила.
Принцип действия БПЛА простой. Летательный аппарат запускается на определенный участок, осуществляет сбор путем фото и видеофиксации и передает данные в управление нарядов ДПС. Далее, по решению инспекторов, принимаются меры по привлечению водителя к ответственности.
Отмечается, что в ряде регионов новая система мониторинга с воздуха дала свои плоды. Нарушений стало значительно меньше, а сбор данных осуществлялся в разы быстрее и эффективнее. Например, в республике Адыгея дроны неоднократно фиксировали нарушения выезда на полосу встречного движения на федеральной трассе Майкоп – Гузерипль. Нарушения фиксировали на участках без камер, а в местах, где камеры есть, контролируется только скорость потока. Выявить нарушения пересечения разметки попросту невозможно.
По словам полицейских, во время движения водители не отличают беспилотный летательный аппарат от птицы.
«Умный» анализ дорог с воздуха
Беспилотные летательные аппараты эффективны не только в качестве инспекторов ДПС. Они также обеспечивают контроль с воздуха во время проведения строительных и ремонтных работ.
Так, по данным Росстата, протяженность автомобильных дорог федерального значения в России составляет 50 800 километров. При этом трассы требуют постоянного мониторинга и своевременного ремонта. Сегодня в основном роль по обеспечению и контролю за дорогами выполняют передвижные лаборатории с видеокамерами и датчиками для диагностики покрытия. Специалисты отмечают недостаток этой технологии: она не способна фиксировать природно-антропогенные процессы, не обеспечивает комплексный мониторинг дорог и придорожных участков из-за ограниченной зоны полосы обзора.
Более оперативную и обширную информацию для оценки состояния автомагистралей способны обеспечивать дроны. В первую очередь охват обзора с воздуха значительно больше, нежели узкоформатный обзор с земли. При возникновении чрезвычайных происшествий дроны могут быть на месте гораздо в более краткие сроки, чем это сможет сделать передвижная лаборатория. Особенно если речь идет об аварии на дороге, заносе из-за непогоды или оползней.
При строительстве и ремонте дорог беспилотные летательные аппараты уже зарекомендовали себя в ряде стран. С помощью дронов можно создавать трехмерные изображения и модели. При проектировании участков это особенно важно, чтобы оценить поверхность земли под будущие закладки дорожных покрытий. Также беспилотники способны контролировать ход строительства, чтобы ремонтники «случайно» не украли песок или грунт, ведь нехватка материалов ведет к скорейшему разрушению покрытий.
Экономическое преимущество
За сутки бригада из оператора БПЛА и помощника могут произвести аэрофотосъемку до 500 километров автодороги. При этом группа может взаимодействовать в режиме реального времени с инженерами, передавая им актуальную информацию об особенностях рельефа, наличия различных препятствий или техногенных процессов, фотосхемы и 3D модели магистралей и прилегающих территорий. На основе полученных данных можно оперативно реагировать на те или иные ситуации, проводить комплексные оценки и прогнозировать состояние автомагистралей.
Точность получаемых с беспилотного летательного аппарата данных близка к 100%, что позволяет значительно снизить затраты на дорогостоящее наземное оборудование и полевые группы. В среднем стоимость за комплекс БПЛА с приемником ГНСС, передача обработка данных в режиме реального времени составляет от 300 до 350 тыс. рублей.
Беспилотные летательные аппараты, по-простому квадрокоптеры или дроны, становятся частью нашей повседневной жизни. Большие или портативные, они станут средством передвижения, мониторинга и прогнозирования, они смогут выстраивать транспортные маршруты и доставлять документы. Будут использоваться повсеместно в строительстве, логистике и на транспорте. Сегодня это кажется чем-то новым и необычным, но уже завтра с трудом можно будет обходиться без них.
Материал подготовлен Skymec
Автор: Кристина Волкова