Полетели: каким будет российский прототип беспилотного аэротакси
Скажем сразу: полетать на этом автомобиле в 2022 году нам не удастся. Разработчики объясняют это условиями сертификации и особенностями российского законодательства, а не готовностью аэротакси. Павел Корольков даже осторожно намекает, что первые полеты с людьми в Китае уже состоялись, да и Александр Атаманов, например, летал на своем аэромотоцикле Scorpion два года назад в Дубае, где отношение к такому транспорту толерантнее.
Демонстратор
Для «ЭФКО» летающий автомобиль не столько конечный продукт, сколько демонстратор технологий. Уже более 10 лет в своем инновационном центре «Бирюч» в Белгородской области компания проводит эксперименты в области высоких технологий, в первую очередь в сфере биотеха: разработали и запустили в производство собственную фосфолипазу, придумали растительное мясо со своими сквозными технологиями, получили не имеющие аналогов сладкие белки в тысячи раз слаще сахара и многое другое. Параллельно компания инвестировала в альтернативные источники энергии – в частности, мембранные технологии и твердооксидные топливные элементы. Летающие автомобили – идеальный демонстратор таких технологий. Помнится, пару лет назад с этой же целью ведущий мировой производитель графеновых трубок OCSiAl выпустил футуристический электроскутер UJET.
Первенец
«На этапе проектирования мы рассматривали разные конструкции: и вертолеты, и автожиры, и конвертопланы, – вспоминает Павел Корольков. – У всех есть свои преимущества и недостатки. Из-за того что главной целью была возможность посадки на маленькие площадки рядом со зданиями, мы выбрали мультироторный вариант. Он отлично летает, хорошо управляется, может парировать как боковой, так и встречный ветер. К тому же ему не нужно разворачиваться, как в схемах с крылом, строго против ветра». Прототип Hi-Fly Taxi выполнен по необычной схеме с восемью сдвоенными электрическими двигателями на вынесенных балках: четыре внизу, четыре сверху. Китайский EHang, с которым обязательно будут сравнивать Hi-Fly, обходится всего четырьмя нижними спарками электродвигателей. Разнесение винтов по двум ярусам конструкторы объясняют разными задачами, которые они решают: верхний ярус отвечает за устойчивость, а нижний – за маневренность. «Тем самым мы достигаем стабильной управляемости», – поясняет Павел. Схема, кстати, центром «Бирюч» запатентована. Сейчас, на первом этапе, в устройстве используются литий-ионные аккумуляторы, но позже их планируется заменить на инновационные, которые центр разрабатывает совместно с Институтом физики твердого тела РАН. Компания создала собственную систему управления аккумуляторами и сама производит электродвигатели (покупаются только компоненты). Одна из наиболее дорогих и ответственных частей беспилотников – полетный контроллер и программное обеспечение для него – выпускается в партнерстве с российской компанией. Аппарат постоянно меняется. По словам Павла Королькова, на сегодняшний день от машины, которая впервые взлетела и засветилась на видео, почти ничего не осталось: все элементы уже другие. Второй летательный аппарат легче первой версии на 50 кг и показывает лучшие характеристики. Но от принципиальной схемы с двигателями, расположенными в двух плоскостях, компания отказываться не собирается: это конечная схема для полета на короткие расстояния – до 90 км.
Без крыльев – никуда
Стадию полета только на несущих винтах прошли, наверное, почти все разработчики летающих автомобилей – и все версии второго поколения имеют крылья. Например, пассажирский беспилотник VT-30 той же компании EHang имеет довольно большие крылья, четыре спарки подъемных электродвигателей и толкающий крейсерский винтовой электромотор. Теоретически это позволяет увеличить дальность до 300 км. «Действительно, на большие расстояния выгоднее летать с крылом и толкающим двигателем, – говорит Павел Корольков. – Сейчас мы тоже строим такой летательный аппарат, у него уже есть название – Hi-Fly S-700. Наша цель – достигнуть 300, а в дальнейшем и 600 км дальности. Презентация намечена на май следующего года. У машины будут подъемные двигатели и толкающий мотор. После вертикального взлета наш аппарат перейдет в горизонтальный полет за счет подъемной силы крыла, выключит подъемные двигатели и полетит только с помощью толкающего винта».
Пока обсуждаются различные варианты компоновки; на первом этапе крылья будут стационарными, а не складными. Посмотреть на фантазии разработчиков можно уже сегодня, но только на картинках. Зато к лету – вживую.
HI-FLY TAXI
Высота: 2 м
Длина: 7 м
Время полета: 45 мин.
Скорость полета: 140 км/ч
Максимальная дальность полета: 90 км
Максимальная грузоподъемность: 200 кг