Новая «Иволга»: каким российские инженеры видят поезд для городов
Наземное метро
Два первых диаметра – МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» (Одинцово – Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино – Подольск) – были открыты в ноябре 2019 года. За два года работы ими воспользовались 309 млн человек.
Несмотря на то, что диаметры в основном проходят по существующим железнодорожным путям, их запуск потребовал реконструкций путей и инфраструктуры, строительства современных станций и пригородных вокзалов. С запуском диаметров пассажиры получили тактовое расписание поездов. Подвижной состав полностью обновили уже за первый год работы. И сегодня на МЦД один из самых молодых парков электропоездов в Европе, в среднем, составам около трех лет.
Два новых диаметра МЦД-3 («Ленинградско-Казанский») и МЦД-4 («Киевско-Горьковский») планируют запустить в 2023-24 годах. На маршрутах уже проводится модернизация железнодорожной инфраструктуры, строятся дополнительные пути, возводят новые и реконструируют существующие станции. А скоро начнет поступать и подвижной состав. Как ожидается, в нем предусмотрено гарантийное и постгарантийное сервисное обслуживание. Большая часть поездов будет иметь по три двери в вагоне.
«Для внутригородских перевозок нужны поезда с большим количеством дверей, – отмечает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. – Поэтому трехдверное исполнение приветствуется. Есть такие ключевые станции, на которых будет выходить две трети пассажиров. От того, насколько быстро они выйдут, зависит время стоянки поезда. А его необходимо сокращать, чтобы иметь возможность в целом сократить интервалы между поездами. Форма кресел, наличие розеток и экранов, обеззараживание воздуха – безусловны, важны и полезны для пассажиров, но именно увеличение числа дверей позволит повысить провозную способность».
Транспорт для мегаполиса
«Иволгу» спроектировали и производят на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ, входит в Трансмашхолдинг) для Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК). Поезд изначально разрабатывали для движения в условиях города и пригорода. Именно поэтому его создатели отказались от тамбуров и сформировали весь поезд как единый состав. Учитывая, что сейчас по МЦД «Иволги» ходят в 11 вагонном исполнении, возможность пройти весь поезд насквозь и заранее оказаться у нужного выхода с платформы, позволяет пассажирам экономить время. А широкие двери «Иволги» – 140 см – ускоряют посадку и высадку пассажиров.
Вагоны оборудованы множеством поручней и USB-зарядок, в головных вагонах есть специальные крепления для велосипедов и туалетные комнаты, оборудованные сенсорными кранами, сушилками и дозаторами мыла, а также пеленальными столиками. Для маломобильных пассажиров есть специальные аппарели, которые позволяют въехать в поезд на инвалидном кресле. Для слабовидящих людей все надписи в «Иволге» продублированы шрифтом Брайля.
Несмотря на то, что МЦД заработали еще до начала пандемии, все поезда «Иволга» изначально были оборудованы системами обеззараживания воздуха, которые обезвреживают бактерии и вирусы, проходящие через систему вентиляции. Аналогичные системы, работающие на основе бактерицидных ультрафиолетовых ламп, Трансмашхолдинг (ТМХ) ставит на всю свою пассажирскую технику более десяти лет.
Особое внимание инженеры уделили техническим характеристикам поезда – его скорости и ускорению, плавности хода. Все эти параметры критически важны для тактового движения в условиях города. А ведь путь диаметров во многом проходит именно через Москву, и даже там, где они уходят за пределы столицы, скорость остается важным показателем.
Пассажирские сервисы в «Иволге 2.0» получили положительную оценку от 95% пассажиров МЦД, однако поезд продолжает совершенствоваться. И в прошлом году представили новую версию «Иволги» – ЭГЭ2ТВ. Именно этот поезд и будут поставлять для двух следующих диаметров.
«При разработке требований к новым поездам мы учитывали особенности жизни современных пассажиров, которые ездят между Подмосковьем и столицей, провели ряд исследований, – сообщил исполнительный директор ЦППК Иван Конев. – Мы продумали каждую мелочь, чтобы всем пассажирам было одинаково удобно во время поездки. Например, горизонтальные и вертикальные поручни будут равномерно распределены в каждом вагоне, салон будет оборудован прислонными накладками на всех возможных вертикальных поверхностях, а на креслах появится контурная подсветка – если пассажир вдруг уронит какую-то вещь, ему не составит труда ее быстро найти».
Дальше – лучше
Новая модификация будет еще быстрее: ускорение повысится на 10%, а скорость будет достигать 160 километров в час.
«На сегодня это самый быстрый отечественный городской поезд. Благодаря современным техническим решениям смену направления движения можно провести буквально за 1-2 минуты. Это значит, что время стоянки на конечной станции можно сократить, и за одно и то же время совершить больше рейсов», – отметил заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта ТМХ Александр Лошманов.
Новый поезд будет отличаться и дизайном. Сидения в поезде оснащены поддержкой поясничного и плечевого пояса, подлокотниками. Для обивки была разработана специальная текстура, которая подчёркивает ткань сидений, её характеристики и качество. Новая цветовая гамма – светлых, желтых тонов.
Самих сидений стало больше, появились дополнительные разъемы для зарядки мобильных устройств. В общей сложности в 11-вагонном составе – 894 разъема USB и 718 – Type-C.
В поезде также появились места для размещения вендинговых аппаратов. А в велокреплениях теперь комфортно разместятся и велосипеды с широкими дисковыми тормозами. А еще в поездах появятся зарядки для электросамокатов. Уже сейчас многие горожане используют мобильный электротранспорт для преодоления «последней мили». И возможность подзарядиться в поезде станет для них неплохим бонусом.
Размещение поручней может показаться легкой задачей, однако сделать их поистине удобными не так просто. Инженеры и дизайнеры тщательно изучили пассажирский опыт и смоделировали различные ситуации, чтобы определить наиболее оптимальное размещение.
Где и как производят «Иволгу»?
«Иволга» – отечественный поезд не только потому, что ее строят в России. Более 90% ее комплектующих – тоже российского производства. В их создании задействованы 380 предприятий страны и более 25 тысяч человек.
Но самый важный процесс происходит, конечно, на ТВЗ. Мощности предприятия позволяют одновременно работать над различными моделями пассажирских вагонов и электропоездов.
Гигантские цеха ТВЗ, способные вместить несколько футбольных полей, оборудованы современными высокоточными станками и механизмами.
В холодно-прессовом цехе из рулонов металла машины плазменной резки под контролем людей создают детали кузова и внутренние элемент вагонов. В рамно-кузовном цехе из отдельных, казалось бы, непримечательных деталей, собирают и сваривают раму вагона, крышу, торцевые и боковые стенки. Затем вагоны обрабатывают, грунтуют и шлифуют, после чего красят и сушат в малярном цехе.
Все оснащение, такое как тележки, освещение, отопление, электрика, прежде чем поставить внутрь, тщательно проверяют на испытательной станции. После проверки системы вентиляции, кондиционирования, обеззараживания воздуха и другие устанавливают внутрь вагона. Монтируют и подвагонное оборудование: различные устройства, в том числе система пневмоподвешивания обеспечат затем плавный ход. Затем устанавливают моторные тележки – один из завершающих элементов поезда. Однако прежде чем пойти в эксплуатацию вагоны проходят еще и обязательную обкатку.