Популярный миф или реальный факт: правда ли, что высотку МГУ строили заключенные?
Строительство ГЗ МГУ было впечатляющим по масштабам проектом. Специально для него было построено 30 км автомобильных дорог и 15 км железнодорожных. В отчетах о строительстве на Ленинских горах говорилось, что в пиковые моменты на стройке было одновременно занято 16 000 человек. Однако на самом деле здесь работало гораздо больше людей. Квалифицированных кадров не хватало, поэтому рядом со стройплощадкой был создан учебный комбинат, который успел подготовить 5000 специалистов.
В 1948 году Министерство внутренних дел издало специальный указ, предусматривающий условно-досрочное освобождение нескольких тысяч осужденных с инженерной степенью. Их должны были доставить на строительную площадку университета.
Осужденные работали только на начальных этапах строительства, не требующих квалификации. А к этому относились земляные работы и устройство фундаментов. В сталинские времена это была типичная практика. А вот монтаж каркаса, кирпичная кладка, отделочные работы требовали умения, и здесь уже использовался наемный труд. Так что к тому моменту, когда здание было выведено на достаточную для дельтаплана высоту, никаких заключенных здесь уже не было.