Люди и роботы: как развивается их взаимодействие. Главные новости науки сегодня
НПО «Андроидная техника», разработчик робота «Федора», рассказало о новом проекте. Это — космический робот «Теледроид». Пока разработана габаритная модель из пластика. Ученые хотят посмотреть, как новый робот поместится в корабле при полете на МКС. «Теледроид» — вполне антропоморфный, ростом с человека, голова, руки, все есть. Использовать его планируется для работы в открытом космосе. Вообще, на МКС роботы уже работали. Правда, неантропоморфные. Например, Dexter. Головы у него не было, зато руки были три с половиной метра. Dexter «сидел» снаружи и разгружал прибывающие корабли. Нужен ли при работе в открытом космосе именно антропоморфный робот, это большой вопрос. Но все, в конечном счете, решит его эффективность.
И на сборочных производствах, и в службах формирования заказов Amazon, и при автоматической сортировке мусора и во многих других важных направлениях развития роботики остается нерешенной проблема универсального захвата. Человеческая рука, управляемая человеком, все еще выигрывает «за явным преимуществом». Японская компания FANUC не пошла по пути формирования универсального захвата, а разбила процесс на несколько шагов. Компания показала робота с двумя разнотипными манипуляторами. На бесконечной ленте подается поток случайно разбросанных батареек. Одной «рукой» робот хватает батарейки и быстро складывает их в группы по четыре штуки, а вторая «рука» забирает их и перекладывает на другой конвейер для упаковки. Робот работает с такой скоростью, что человеку за ним не угнаться. Но проблема остается: очень трудно для каждого товара и каждой детали разработать специализированный захват. Что-то вроде «руки» все равно нужно. Но все антропоморфные «руки» сегодня работают на порядок медленнее, чем манипулятор FANUC.
Нельзя сказать, что мы уже привыкли к роботам-курьерам. Их все-таки довольно мало, и выглядят они на улицах, как редкая экзотика. Роботы-курьеры — все еще дорогие устройства. Особенно роботы, использующих для навигации лидары, — трехмерные лазерные сканеры. Лидары банально — очень дорогие. Но стоимость это только один из моментов. Другая проблема — это ступеньки. Группа испанских инженеров из Политехнического университета Каталонии и исследовательского центра CARNET разработала 6-колесных курьеров, которые умеют подниматься и спускаться по лестнице. И уже в этом году испанские роботы начнут осуществлять доставку на «последней миле» в Эсплугес-де-Льобрегат (Испания), Гамбурге (Германия) и Дебрецене (Венгрия). Видимо, здесь нет альтернативы: беспилотная доставка будет и дальше развиваться и охватывать города и села.
Как должен выглядеть сервисный робот? Например, работающий в гостинице? Ученые Университета штата Вашингтон предложили 170 участникам эксперимента (людям) четыре варианта. В первом, с человеком общался Алекс, антропоморфный робот-мужчина. Во-втором — Сара, антропоморфный робот-женщина. В третьем и четвертом вариантах с человеком общались роботы с мужским и женским именем, но лица у них не было. Участники эксперимента (и мужчины, и женщины) были едва ли не единодушны — они выбрали Сару, как предпочтительный вариант контакта. Ученые ожидали, что неантропоморфные роботы будут предпочтительнее, и наоборот — похожие на человека устройства скорее отпугнут пользователей. Но оказалось, что на роботов-женщин — это правило (оно еще называется «зловещей долиной») не распространяется.
Мы привыкаем к роботам, но видеть рядом с собой предпочитаем андроида-женщину