Американский «Супержеребец»: история самого мощного вертолета Sikorsky CH-53E, построенного за пределами России
В 1967 году Корпус морской пехоты США издал требование к тяжеловесному транспортному вертолету грузоподъемностью в 1,8 раза больше, чем у винтокрыла CH-53D. Для удовлетворения этого требования компания Sikorsky разработала вертолет S-80. Его модернизировали из более раннего Sikorsky S-65 в основном за счет добавления третьего двигателя и более крупной роторной системы. Фюзеляж был растянут на 1,88 м. Прототип S-80 совершил свой первый полет в 1974 году. С тех пор это был самый большой и мощный вертолет за пределами России. Первоначальный контракт на производство был заключен в 1978 году. Этот летательный аппарат приняли на вооружение Корпуса морской пехоты США как CH-53E Super Stallion в 1981 году. Обозначение «CH» означает «Грузовой вертолет». «Супержеребец» впервые появился на борту в 1983 году.
С установленными по центру сиденьями Super Stallion может перевозить 55 солдат. В качестве альтернативы он может перевозить грузы с максимальным весом 13,6 т внутри и 14,5 т на внешней нагрузке. Он способен поднимать бронетранспортер LAV-25 или 155 мм полевую гаубицу М198 с экипажем и боеприпасами.
На вертолете предусмотрены пулеметы калибра 7,62 мм или пулеметы калибра 12,7 мм. «Супержеребец» имеет 2 крупнокалиберные пулеметы GAU-15/A, GAU-21 установленные возле окна и на рампе. Первоначальный CH-53 имеет два двигателя, а модернизированный CH-53E имеет три двигателя, каждый из которых развивает 4 380 л.с.
В настоящее время Super Stallion является самым большим и тяжелым вертолетом, используемым американскими военными. Ожидается, что CH-53E останется на вооружении до 2025 года.