«Звезда салона»: почему самый тяжелый советский вертолет В-12 перестал летать?

В конце 1950-х годов советская администрация решила спроектировать вертолет с самой большой в мире грузоподъемностью. Испытания нового винтокрыла начались десять лет спустя. Однако серийное производство летательных аппаратов так и не было запущено.
«Звезда салона»: почему самый тяжелый советский вертолет В-12 перестал летать?
wikimedia

B-12, также известный как Ми-12, является самым грузоподъемным и тяжелым вертолетом, когда-либо построенным в мире. Он был выпущен летом в 1967 году. Отличительной особенностью летательного аппарата было боковое расположение винтов на крыльях, имеющих обратное сужение. Винты приводились в движение двигателями X-NUMX-x D-4WF. B-12 изначально создавался как сверхтяжелый транспортный вертолет, грузоподъемность которого должна была составлять 12 тонн. Вертолет планировалось использовать для транспортировки компонентов МБР в интересах частей Ракетных войск стратегического назначения, а также создания позиционных районов в местах, где не было дорог с твердым покрытием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также особенностью В-12 являлось хвостовое оперение, которое было реализовано по типу самолета. Отклонение руля направления повысило эффективность управления путями, а отклонение рулей высоты, производимое синхронно с изменением общего шага роторов, повысило эффективность управления в продольном канале.

В мае — июне 1971 года новый советский вертолет был продемонстрирован в Ле-Бурже на 29-м Международном авиационно-космическом салоне, где винтокрыл был признан «звездой салона». За этим последовала серия шоу. Вертолет демонстрировался в Париже, Берлине, Копенгагене. Собранный в 1972 году второй экземпляр вертолета целый год простоял на заводе в ожидании поставки двигателей. Этот летательный аппарат совершил свой первый полет 28 марта 1973 года, и уже на следующий день В-12 был передан на летную станцию, где должна была начаться программа государственных испытаний.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тяжелый В-12 успешно прошел все испытания, но не был запущен в серийное производство, поскольку серию признали экономически нецелесообразной. Всего на этой винтокрылой машине было установлено 7 мировых рекордов, в том числе рекорд грузоподъемности вертолета (машине удалось поднять 2250 тонн веса на 40 метров). Благодаря этому выдающемуся достижению Конструкторское бюро Миля наградили международной премией имени Сикорского.