Робот самостоятельно прооперировал кишечник свиньи. Главные новости науки сегодня

Инженеры из Университета Джона Хопкинса разработали роботизированную систему STAR, которая провела уже четыре операции на кишечнике свиней. Компания Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) разработала нейросеть data2vec, работающую с речью, текстом и изображением. Ученые Брюссельского свободного университета обучили нейросеть поиску метеоритов.
Робот самостоятельно прооперировал кишечник свиньи. Главные новости науки сегодня

Человека ИИ заменит еще не скоро, но некоторая польза от него уже есть

Инженеры из Университета Джона Хопкинса разработали роботизированную систему STAR, которая провела уже четыре операции на кишечнике свиней. Прежде чем робота допустили к такой тонкой и сложной работе, как полосная операция, ученые провели очень серьезную подготовку. Стандартные хирургические инструменты модифицировали. Роботу дали систему камер ближнего инфракрасного и видимого света, чтобы он мог реконструировать трехмерное изображение операционного поля. Разработали специализированный софт, который помогает следить за смещением тканей во время операции. Но в результате все получилось. Робот надрезал внешние ткани, извлек кишечник, отсек его небольшой фрагмент и заново сшил ткани кишечника. Свиньи чувствуют себя нормально. И по оценке экспертов, робот сделал работу не хуже человека. Ученые не говорят, что в обозримом будущем робот заменит хирурга. Об этом речь не идет. Но как помощник хирурга, робот, вероятно, сможет работать уже в ближайшие годы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для такого рода хирургической работы необходимо владение очень разными моторными навыками: разрезать скальпелем, сшивать иглой. И то, что система со всем этим комплексом успешно справилась — это сильный результат. Обычно даже продвинутые нейросети умеют что-то одно: распознавать речь и отвечать, читать и писать или узнавать картинки. Причем лучше всего справляются специализированные сети с заточенной под задачу архитектурой. Читают и пишут — генеративные сети. Распознают — сверточные. Но между разными типами сетей непроходимой границы нет. И хотелось бы построить такую нейросеть, которая умеет все сразу: понимает речь, распознает картинки, да еще и говорит, рисует, пишет. И немного шьет. И за разработку такой сети взялась компания Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) (бывший Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)). И что-то у Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) уже получается. Сеть называется data2vec. Она как раз умеет и говорить и писать и узнавать картинки. Правда, то, что она умеет, она делает хуже, чем специализированные сети. Но то, что она сразу и самостоятельно обучается на совершенно разных типах неразмеченных данных, — впечатляет. Цукерберг говорит: «Люди познают мир с помощью комбинации зрения, звука и слов, и подобные системы однажды смогут понять мир так же, как это делаем мы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня нейросети применяют повсеместно. Теперь их обучили еще и искать метеориты. Метеориты очень нужны планетологам и геологам, чтобы исследовать эволюцию Земли. Небольшие метеориты падают часто, но находят их редко. По самой простой причине: метеорит, упавший на Землю, ничем, на первый взгляд, от обычных камней не отличается. Но есть место на Земле, где практически любой найденный камень — метеорит. Это Антарктические ледники. Там камням просто неоткуда взяться, кроме как из космоса. Изо всех найденных на Земле метеоритов две трети — из Антарктиды. Ученые из Брюссельского свободного университета проанализировали места находок в антарктических ледниках, соотнесли их координаты с характером льда и особенностями рельефа и на этих данных обучили нейросеть. И она нанесла на карту Антарктиды 600 мест, где стоит искать метеориты. И даже оценила сколько их там можно найти. Получилась внушительная цифра — 300 тысяч. Оказалось, что некоторые места находятся прямо рядом с научными станциями. Никаких дорогостоящих экспедиций не надо организовывать. Вышел на прогулку — нашел пару метеоритов. Вроде как по грибы сходил.