Как влияют на полёты самолётов вышки 5G: страшная правда
После предупреждений о потенциальных проблемах от руководителей авиации и Федерального авиационного управления телекоммуникационные компании AT&T и Verizon отложили активацию некоторых мачт 5G в аэропортах США. Но как 5G может мешать самолётам? И можно ли решить проблему? Давайте взглянем.
В настоящее время 5G развёртывается в нескольких странах мира и представляет собой пятое поколение технологии мобильных телефонов. Он может обеспечить скорость сети до 100 раз выше, чем у 4G. Чтобы обеспечить высокие скорости с максимально широким покрытием, AT&T и Verizon планировали создать интернет 5G, используя так называемые частоты C-диапазона, тип радиочастот (или радиоволн) между 3,7 и 3,98 гигагерц (ГГц).
Эти частоты близки к тем, которые используются современными самолётами для измерения высоты. Важная часть оборудования самолёта, называемая радиовысотомером, работает на частотах C-диапазона в 4,2–4,4 ГГц.
Пилоты полагаются на радиовысотомеры для безопасной посадки самолёта, особенно в условиях плохой видимости — например, когда аэропорт окружён высокими горами или в условиях тумана.
Беспокойство вызывает то, что из-за узкого разрыва между частотами 5G и радиовысотомеров радиоволны от вышек 5G вблизи аэропортов могут вызывать помехи. То есть люди, использующие 5G на своих телефонах, могут непреднамеренно исказить сигнал радиовысотомера.
Если это произойдёт даже на несколько секунд, это может означать, что пилот получит неправильную информацию во время посадки. Именно по этой причине Федеральное авиационное управление США выразило обеспокоенность.
Так что же можно сделать? Другие страны, развёртывающие 5G, используют частоты C-диапазона, которые перекрываются с частотами радиовысотомеров или близки к ним, без каких-либо сообщений о проблемах. Например, в Великобритании 5G работает на частоте до 4 ГГц. Отсутствие или небольшое количество гор вокруг аэропортов снижает риск появления проблем.
Некоторые другие страны используют свои 5G на частоте немного выше, чем у авиационного оборудования. Например, в Европейском союзе 5G работает на частоте до 3,8 ГГц. Это может быть хорошим вариантом для аэропортов США.
Лучшим вариантом в долгосрочной перспективе было бы использование гораздо более высокой полосы для 5G, например, от 24 ГГц до 47 ГГц. На этих частотах скорость передачи данных значительно выше, хотя зона покрытия каждой соты будет намного меньше (поэтому понадобится больше вышек).
Существует ещё и возможность уменьшить мощность сигнала от вышек вокруг аэропортов, что, по видимому, и было сделано во Франции и Канаде. Речь идёт не об изменении частоты — мощность сигнала измеряется в децибелах, а не в ГГц, — но ограничение мощности сигнала может уменьшить вероятность помех соседним диапазонам.
Другим потенциальным решением может быть корректировка диапазона частот радиовысотомеров. Но это займёт много времени и, вероятно, будет ресурсоёмким для авиационной отрасли.
Хотя риск осложнений в полёте из-за помех 5G может быть очень низким, поскольку мы говорим о безопасности человека, мы должны очень серьёзно относиться к любым возможным рискам. Отсрочка развёртывания мачт 5G возле аэропортов США представляется вообще-то неплохим вариантом, пока соответствующие органы определяют наиболее безопасный путь вперёд.
Люди, использующие 5G на своих телефонах, могут непреднамеренно исказить или повредить сигнал радиовысотомера, если вышки стоят около аэропортов.