Выставка достижений человечества: что посмотреть на Expo 2020 Dubai
Вся эта красота обошлась организаторам минимум в 6,8 млрд долл, – на эти деньги можно было построить четыре-пять небоскребов типа Бурдж-Халифа. Миланская Expo 2015, кстати, стоила всего 1,5 млрд. И эта разница видна. На каждой выставке всегда есть архитектурная доминанта – вспомним Эйфелеву башню. В Дубае это циклопических размеров самонесущий купол по проекту чикагского бюро Adrian Smith + Gordon Gill, расположенный на центральной площади выставки Аль-Васл (в переводе с арабского – «связь»). Под ним легко могло бы уместиться 12-этажное здание. Днем купол не производит особого впечатления, но когда солнце садится, на его поверхность начинают проецировать совершенно фантастическое светомузыкальное шоу. Невольно думаешь, что будет с этим сооружением после выставки: если та же Эйфелева башня хороша сама по себе, то купол без десятков проекторов и мощной звуковой системы теряет почти всю свою привлекательность.
История всемирных выставок началась в далеком 1851 году, когда в лондонском Гайд-парке был построен Хрустальный дворец из железа и стекла. Оттуда пошли и традиции: потрясающая воображение революционная архитектура плюс демонстрация технологических достижений и открытий. В частности, именно здесь показали первый телефон, а Эйфелева башня, построенная к Всемирной выставке 1889 года в Париже, превратилась в символ города. Постепенно технологий и открытий на Expo становилось все меньше, а архитектурных излишеств – все больше. Выставки стали, скорее, высказываниями на тему будущего человечества и рекламой стран-участниц: в новом веке почти все государства строят собственные павильоны.
Последние из Могикан
Предпоследней выставкой, где еще можно было поглазеть на технологические чудеса, стала японская Expo 2005 в Нагое. В павильонах и на улицах постоянно встречались роботы – от полицейских и дворников до экскурсоводов и даже джазового оркестра. На шанхайской Expo 2010 китайцы поражали мир своими достижениями, но большинство других стран-участниц ограничились архитектурными посланиями. Типичный пример – павильон Великобритании, выстроившей Кристальный собор («Собор семян»), напоминающий гигантского ежа из 60 тыс. акриловых стержней с вплавленными в них семенами растений, которые мы должны сохранить для потомков.
От купола тремя лепестками расходятся тематические зоны – «Возможность», «Мобильность» и «Устойчивое развитие». Особого смысла в таком разделении нет, зато в каждом секторе встречаются свои жемчужины. Например, в зоне «Мобильность» это невероятный павильон-волна, спроектированный легендарным архитектурным бюро Нормана Фостера Foster + Partners. Здание, по ощущениям, построено на века. Внутри находится одна из самых ярких экспозиций, которая начинается гигантским барельефом в античном стиле, где показано развитие человеческой цивилизации. Дальше идет зал с 9-метровыми арабскими учеными, а затем другие масштабные инсталляции, вызывающие настоящий вау-эффект. Экспозиция настолько огромная, что в ней легко затеряется самый большой в мире пассажирский лифт, способный перевезти за один раз 160 человек.
Оазис в пустыне
Главное отличие Expo 2020 Dubai – фантастический бюджет, который помог привлечь на мероприятие самые уважаемые архитектурные и креативные компании. Мало того, организаторы финансово помогали тем странам, которые не могли сами оплатить свои экспозиции, поэтому впервые в истории всемирных выставок собственный павильон есть у каждого из 192 государств. Говорят, арабы даже профинансировали экспозицию США, так как американский Конгресс отказался выделить средства. Шоу-стопером американской экспозиции стала возвращаемая ступень SpaceX, напоминающая гигантскую фабричную трубу, между сопел которой организовали фастфуд. Девиз выставки «Объединяя умы, создаем будущее» не говорит нам ни о чем, как, впрочем, и девизы предыдущих («Мудрость природы», «Лучше город – лучше жизнь», «Накормить планету. Энергия для жизни» и т.п.). Понятно, что главный тренд – экология. Практически каждый второй павильон в Дубае использовал экологические материалы и альтернативные источники электроэнергии, был энергоэффективным и перерабатывал отходы. Как и на предыдущих выставках, кстати.
По традиции мероприятие длится шесть месяцев. В 1964 году Нью-Йорк в погоне за прибылью решил увеличить время экспозиции вдвое – с полугода до года. Недовольное таким поворотом Международное бюро выставок призвало членов организации бойкотировать выставку, ее исключили из реестра, и многие, в том числе СССР, проигнорировали мероприятие. В итоге вместо прибыли американцы получили колоссальный убыток.
Время проведения Expo 2020 выбрано идеально: большая ее часть пройдет зимой. В ноябре в Дубае 30 градусов жары днем и 25 – ночью. Вполне возможно, планируемые 25 млн посетителей действительно наберутся – а куда еще слетать в отпуск зимой? Конечно, до 75 млн шанхайской выставки арабам далеко, но в Китае большинство зрителей были китайцами, а население всего Дубая чуть больше 3 млн.
Зона «Устойчивость» завлекает павильоном «Терра» в форме огромного футуристического драконова дерева – эндемика острова Сокотры, вокруг которого «растут» 18 «энергетических деревьев», кроны которых поворачиваются вслед за Солнцем. На крыше павильона и в кронах спрятано 4912 солнечных панелей, вырабатывающих 4 ГВт/ч в год – этого достаточно для зарядки более 900 тыс. мобильных телефонов. Здание не только обеспечивает себя энергией, но также фильтрует и пускает в повторное использование воду, что дает экономию в 75%. Воронка в центре гигантской кровли служит для сбора воды – дожди в ОАЭ идут в среднем 30 дней в году, а когда их нет, крыша собирает конденсат, который оседает на ней за ночь. Как утверждают организаторы, «Терра» полностью автономна как в энергетическом, так и в водном плане и считается 100% самодостаточным зданием посреди пустыни. Его цель – доказать, что устойчивость возможна даже в самых суровых условиях. После выставки павильон планируется преобразовать в научный центр.
В любом фоторепортаже с выставки обязательно будут кадры павильона ОАЭ – организатора Expo Dubai 2020. Дизайн сооружения выбирали больше полугода: девять самых известных архитектурных фирм мира представили 11 концепций. Победил проект испано-швейцарского архитектора Сантьяго Калатравы, который вдохновлялся символом шейхов – соколом. Действительно, если смотреть на павильон сверху, он напоминает сидящую хищную птицу со сложенными крыльями. «Наш покойный отец-основатель, Его Высочество шейх Заид ибн Султан Аль Нахайян использовал соколиную охоту для установления связей между племенами и формирования особой национальной идентичности, что в конечном итоге привело к созданию Объединенных Арабских Эмиратов», – прокомментировал выбор председатель Национального совета по СМИ Султан Ахмед Аль-Джабер. Сходство подчеркивают и гигантские «перья» из углеродного волокна, которые поворачиваются, закрывая или открывая солнечные панели на крыше, меняя вид здания до неузнаваемости. На полную трансформацию уходит всего три минуты. Тема сокола в творчестве Сантьяго Калатравы не нова, в похожем стиле решен дизайн транспортного узла для Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
Энергетика эксприматики
Павильон России построен по проекту Сергея Чобана, который явно вдохновлялся графическими опытами эксприматики Якова Чернихова, архитектора русского авангарда. Опоясывающие здание трубки диаметром 8 см и общей длиной 46 км изготовлены из алюминия и покрыты цветным полимерным составом, устойчивым к солнечным лучам и песчаным бурям. Павильон рождает множество ассоциаций: одним он напоминает клубки разноцветных интернет-кабелей или треки элементарных частиц в кольцевых ускорителях, другим – купола Самарканда, третьим – кольца Сатурна, четвертым – разноцветные резинки от банкнот.
Гигантский мозг в российском павильоне каждые пять минут оживает и показывает невероятную презентацию (вверху). А небольшая экспозиция Москвы на первом этаже (справа) знакомит с нашей столицей — претендентом на проведение Expo 2030.
Как рассказывает сам Сергей Чобан, российское решение экономичное и экологически ответственное. Дерева, которое сыграло бы роль «знамени» экоответственных решений, в Аравийской пустыне крайне мало, его надо везти издалека, а перевозка – это расходы и выбросы. В самом Дубае фасады облицовывают в основном алюминием: его здесь много, и местные строительные компании (в том числе и базирующаяся в Абу-Даби Inventure, которая занималась возведением российского павильона) обладают большим опытом работы с этим материалом. Еще интереснее здание внутри. Если в большинстве павильонов показывалось множество экспозиций, то Россия сосредоточилась на одной идее, выбрав слоган «Механика чуда». Под куполом построили фантастический интерактивный мозг в киберпанковском стиле – концепцию разработал Константин Петров и компания Simpateka Entertainment Group.
С небольшим перерывом здесь запускается невероятная мультимедийная презентация, посвященная важнейшим открытиям в области человеческого мозга – самого сложного объекта во Вселенной. Это одна из лучших экспозиций на выставке, неслучайно российский павильон вошел в десятку рекомендованных к посещению. Присоединяюсь к рекомендациям.
Павильон Нормана Фостера Alif до отказа набит арабскими чудесами, в том числе фотореалистичными скульптурами в натуральную величину и в виде 9-метровых голов. Не менее сказочно выглядит и макет арабского центра управления полетом к Марсу.