Суета вокруг ранца: Ракетный или нет?
Сегодня вполне можно констатировать, что ракетные ранцы из области фантастики окончательно перекочевали в реальность. Существует уже почти полноценная, хотя и не слишком масштабная, индустрия по их производству. И если до сих пор среди производителей наблюдалось приятное единство, благо было их всего два. Третий игрок на этом рынке, Thunderbolt Aerosystems, появился только в начале этого года, и его появление было воспринято с радостью. Все производители дружили, рассказывали друг о друге на своих сайтах и вообще жили в атмосфере сотрудничества и дружелюбия. Совсем иначе был встречен изобретатель Гленн Мартин (Glenn Martin), этим летом представивший на авиашоу AirVenture в американском штате Висконсин собственную разработку — Martin Jetpack.
Трой Вайджери (Troy Widgery), глава фирмы JetPack International, высказался в том духе, что это-де даже не совсем ракетный и не совсем ранец. Его коллега из Thunderbolt Aerosystems Кармело Амарена (Carmelo Amarena) подхватывает: «Он называет это ракетным ранцем, но лучше было бы назвать это реактивным истребителем». Наконец, последний в троице, основатель TAM Rocketbelt Хуан Мануэль Лозано (Juan Manuel Lozano) — мы рассказывали об этом удивительном человеке в статье «Супермен на полминуты» — подытоживает, называя разработку Гленна Мартина «смертельно опасной». Учитывая то, какое внимание прессы сумел привлечь Мартин к своему изобретению, некоторое количество острых стрел в его адрес стоило ожидать. Но, все-таки, не в таком количестве и не таким тоном.
Коллеги Мартина начинают прямо с названия его изобретения: Martin Jetpack («Ракетный ранец Мартина»), оснащенный парой мощных направленных пропеллеров и двухтактным бензиновым двигателем, приводится в действие отнюдь не реактивными силовыми установками. Но с другой — он летает, и вполне успешно, в отличие от разработок конкурентов, «настоящих» ракетных ранцев (эти устройства двигаются с помощью водородно-пероксидного реактивного двигателя). Хотя стоит принять во внимание, что все-таки главной целью всех разработчиков в этой области является именно ракетный ранец, который теоретически будет обладать несравненно большим временем полета и меньшим весом.
Заметим, что «рыльце в пушку» и у самой компании JetPack International. Не так давно компания отложила сроки разработки и производство своей реактивной модели ради того, чтобы приступить к продажам модели T73, полет которой обеспечивают все те же старые добрые турбины. И пусть ранец T73 — не реактивный, но он хотя бы держится в воздухе целых 19 минут, тогда как работающий на пероксиде водорода ракетный ранец той же компании способен максимум на 33 секунд полета. Использующий пропан реактивный ранец Хуана Мануэля Лозано также находится в процессе затянувшейся разработки (правда, изобретатель обещает закончить с этим в следующем году). Компания же Thunderbolt заявила об амбициозных планах создания реактивного ранца, который остается в воздухе целых 35 минут — но даже проект его до сих пор не представлен публике. Так что, пожалуй, действительно, для индустрии, находящейся в состоянии постоянного поиска инвесторов и ожидании успеха и прибылей, появление конкурента, использующего более простые и (пока что) более эффективные решения, стало настоящей головной болью.
Но основную волну критики вызвало, конечно, не название Martin Jetpack, а его конструкция и результативность. В ходе тестов, прошедших на авиашоу AirVenture, устройство оказалось неспособным подняться выше 182 см. Это трудно назвать гордым словом «полет». Вращения лопастей пропеллеров недостаточно, чтобы действительно преодолеть земное притяжение. Можно сказать, что Martin Jetpack не летит, но зависает на воздушной подушке — настоящий полет требует намного больше энергии.
Кстати, эта же проблема несколько лет назад вынудила разработчиков NASA свернуть работы по пропеллерному индивидуальному средству полетов SoloTrek. Первый его подъем в воздух выглядел весьма впечатляюще, инженерам удалось добиться времени полета до 2 часов — но именно полететь, освободившись от пут земли, ему так и не удалось. Впрочем, самого Гленна Мартина это ничуть не смущает: «Если ты можешь подняться на 3 фута, — заявил он, — то сможешь подняться и на 3 тысячи».
Подобный подход изобретателя-оптимиста к делу всерьез поднимает вопрос о безопасности использования его ранца. Мартин обещает доработать его для подъема на высоту до 150 м (выше, чем поднимался до сих пор какой-нибудь реактивный ранец) в ближайшие полгода. Об этом и беспокоится Хуан Мануэль Лозано. Он считает, что бензиновый двигатель, который использует Мартин, крайне ненадежен — а в случае чего страховочный парашют сможет помочь только на высотах от 30 м. Ниже этой высоты весящий больше 110 кг Martin Jetpack разобьется вместе со своим пилотом.
Впрочем, на вопросы корреспондентов Мартин отвечает, что его разработка не просто безопасна, но на порядок безопасней всех ракетных ранцев конкурентов. Пилот — утверждает он — надежно защищен сзади пропеллерами, с боков — ребрами жесткости с расположенными на ней кнопками управления, а удар о землю амортизирует удлиненное ребро жесткости внизу аппарата.
Кто из разработчиков окажется прав- покажет время, но сам Гленн Мартин выражает уверенность, что продажи Martin Jetpack начнутся уже в следующем году, по цене «всего-то» 100 тыс. долларов. Если вы решитесь приобрести эту игрушку — обязательно расскажите нам о впечатлениях (если, конечно, сможете). Читайте также о неудачных, но все равно крайне интересных попытках использовать реактивные ранцы в военных целях: «Эскадрон летучих пехотинцев».
По публикации Popular Mechanics