Бруно и Брэдли, братья-марсиане: Европа спешит на Марс

Инженеры, занятые в проекте ESA ExoMars, представили свежие прототипы марсохода, который должен спуститься на Красную планету в 2015 г.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Британские разработчики Европейского космического агентства (ESA) назвали представленные прототипы по-домашнему — Бруно (Bruno) и Брэдли (Bradley). По их утверждениям, эти шестиколесные роботы являются «самыми надежными и маневренными роверами, созданными на сегодняшний день». Руководитель группы проектировщиков Крис Дрейпер (Chris Draper) говорит, что они способны работать в таких местах, которые до сих пор оставались недоступными для искусственных аппаратов. «Очевидно, американские марсоходы работали и работают весьма успешно, — заявил Дрейпер. — Они прошли довольно большое расстояние, действуя намного дольше, чем планировалось разработчиками. Но мы надеемся, что наши детища смогут продвинуться еще дальше».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бруно и Брэдли оба решены на базе шестиколесной подвески. Свободное вращение колес позволяет им двигаться не только вперед, назад и по дуге, но и смещаться вбок, развернув колеса на 90 градусов. Они способны и к тому, что инженеры назвали «колесным шагом» — оказавшись на границе какого-нибудь особенно крутого склона, они «заякориваются» пятью колесами, осторожно перемещая одно свободное, и так, одно колесо за другим, двигаться по самым непростым участкам.

Вдобавок, бортовой компьютер оснащен совершенной системой навигации, позволяющей роботам двигаться нужным курсом, самостоятельно решая большинство связанных с этим задач и проблем. Это особенно важно в связи с тем, что сигнал от центра управления на Земле добирается до Марса лишь через 20 минут, создавая неизбежные задержки в реакции аппаратов на происходящее вокруг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прототипы разрабатываются в рамках амбициозной европейской программы изучения Марса ExoMars. И основной задачей марсохода станет поиск свидетельств существующей (или когда-то существовавшей) здесь жизни. Для этого аппарат исследует области, которые, по мнению ученых, являются наиболее подходящими и даже пробурится на пару метров вглубь марсианского грунта, соберет пробы и проанализирует их. На борту планируется разместить беспрецедентное количество научного оборудования для проведения широкого спектра различных тестов.

Однако руководители концерна EADS Astrium, главного подрядчика на изготовление марсохода, опасаются, что, проведя основную работу по разработке платформы будущего аппарата, они могут потерять возможность собственно собрать его. Это связано с недавними проблемами, с которыми столкнулся Совет по научно-техническим проектам (STFC), занимающийся вопросами космической программы в Великобритании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело в том, что EADS Astrium выиграла конкурс на разработку марсохода при обещании финансовой поддержки от STFC, в то время как недавно британское правительство сообщило о сокращении финансирования космической отрасли. «Наступил довольно сложный период и для Astrium, и для других компаний, вовлеченных в миссию ExoMars, — сказал представитель концерна. — С одной стороны, мы все ближе к завершению разработки. Проект уже существует далеко не только на бумаге, это реальные инженерные решения, близкие к финальным. Но с другой стороны, существует такая же реальная проблема. Для завершения проекта нужно дополнительное финансирование, и вплоть до ноября мы не будем знать, найдутся ли для этого средства».

Действительно, стоимость миссии ExoMars за годы разработки (начиная с 2005-го, когда она оценивалась в 650 млн евро) выросла просто катастрофически — практически вдвое. Кстати, в миссии ExoMars примет участие и Россия — верней, созданные у нас молекулярные анализаторы, о которых мы писали в заметке «Тест планетарной беременности».