Экологичные поездки: как электромобили изменят индустрию такси
Чем же он так привлекателен?
Во-первых, экономичностью. Несмотря на то, что электрокары по-прежнему дороже обычных топливных машин по первоначальной стоимости, операционные издержки при их использовании ниже. Эксперты доказывают, что при подсчете полной стоимости владения и эксплуатации электрокары оказываются выгоднее. Они позволяют снизить затраты таксопарков и водителей, которые проезжают в год в три-четыре раза больше, чем автолюбители. К тому же стоит ожидать, что в ближайшие годы средняя цена на электрокары и их комплектующие будет снижаться — что уже происходит с батареями, подешевевшими за десять лет на 89%.
Во-вторых, электрокары позитивно воспринимаются пользователями. Их любят все — и водители, и пассажиры. Исследование отношения людей к «зеленому» транспорту в шведском городе Гетеборге показывает, что до 40% пассажиров, прокатившись на электротакси хотя бы раз, готовы платить за эту опцию больше. Есть и конкретные примеры. Водитель-таксист одного из Tesla Model 3 в Нью-Йорке рассказывал историю о том, как пассажир в аэропорту JFK вызвал такси и готовился сесть в машину, но увидев его подъезжающий автомобиль, отменил поездку и выбрал водителя на Tesla.
К этому стоит добавить, что инфраструктура городов становится более приспособленной к электрокарам. Скажем, уже через год в Москве будет 600 электрических заправочных станций. При этом запарковать свой электромобиль в центре города можно бесплатно — эта мера работает уже несколько лет. В будущем удобство пользования электрокарами будет только повышаться. Например, в Норвегии в Осло запускают сети питания, работающие через Wi-Fi, — они позволяют машинам заряжаться на ходу. Эти станции размещают под дорожным полотном или рядом со светофорами, где машины традиционно скапливаются и ждут своей очереди движения по несколько минут.
Вечная проблема со слабыми батареями и долгой зарядкой тоже отходит в прошлое. Еще несколько лет назад батареи электропитания хватало на несколько километров пути. Этого достаточно для короткой поездки из дома в офис и обратно, но не для коммерческого использования в сфере такси. Сейчас электрокары спокойно «делают» по 200-300 км без подзарядки, а некоторые модели и вдвое больше. Вместе с тем системы быстрой зарядки высокой мощности позволяют машинам подзаряжаться за 20-30 минут, то есть фактически за время обеденного перерыва водителя.
Давайте посмотрим, как в разных странах в последние годы запускались инициативы по переходу на электротакси и к чему они привели.
Китайское электрическое чудо
Одним из первых стратегическую ставку на электромобили в индустрии такси сделал Китай. Оно и не удивительно. Эта страна — мировой лидер по производству и продаже электрокаров; здесь их делают больше, чем в США и Европе. В планах у властей к 2035 году сделать так, чтобы каждый продаваемый в стране автомобиль был «экологичным», то есть на электрической тяге или гибридным. И в сфере такси, разумеется, тоже.
В последние годы в целом ряде китайских городов приняли муниципальные программы по замене парка автомобилей служб и сервисов такси электрокарами. Новые водители, которые подключаются к сервисам по заказу поездок, могут управлять (и иметь в собственности) исключительно электромобилями. А старые авто по мере их списания — что происходит примерно каждые три-четыре года — заменяются на электрокары. В 2016 году первым городом с полностью электрическим таксопарком стал Тайюань. В Шэньчжэне и Пекине в сфере такси сегодня заняты десятки тысяч электрокаров. Конечно, такие реформы обходятся недешево — скажем, в одном только Пекине программа переделки автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями в электрические оценивается в $1,3 млрд. Как правило, расходы делятся между технологичными агрегаторами, таксопарками и самими собственниками автомобилей; впрочем, можно получить и государственную субсидию на подобную замену.
Интересно, кстати, что каждый третий электромобиль в Китае украшен логотипом DiDi — крупнейшего в мире сервиса по заказу поездок. Это еще раз подчеркивает, что индустрия такси становится главным драйвером для развития всего рынка электромобилей. Ее влияние настолько велико, что появляется спрос на электромобили, специально сконструированные для использования в такси. Концепт-версию такой машины под названием D1 (разработка DiDi и компании BYD) представили публике в ноябре 2020-го, после чего она успешно прошла тестовый запуск в Чанше. В ближайшее время начнется массовое производство автомобилей D1 и оснащение ими таксопарков в ряде городов Китая. И, разумеется, массовое строительство и модернизация инфраструктуры для них — станций заправки и дозаправки.
Нидерланды и США: противоположный опыт
Европа тоже активно пересаживает своих таксистов на «зеленый» транспорт. Опыт Нидерландов показывает, что государство может мягко, но настойчиво подталкивать владельцев автомобилей, работающих в такси, к переходу на электрокары. В Амстердаме, например, еще в 2014 году запустилась соответствующая программа господдержки: в аэропорту Схипхол таксистам на электромобилях давали право вставать в голову очереди и первыми забирать пассажиров — а значит, успевать делать больше рейсов за день. Сегодня в городе свыше тысячи электрокаров-такси. А к 2025 году вся территория внутри кольцевой дороги А10, окружающей город, будет признана свободной от выхлопов, и в нее не будут пускаться любые автомобили на топливной тяге.
Но есть и редкие примеры того, как власти ставят палки в колеса электрокарам. Например, на Манхеттене знаменитые желтые такси массово «позеленеют» не скоро — городские власти в 2021 году запретили выдавать новые лицензии таксистам с электрокарами. Это результат лоббирования компаний, чей парк составляют автомобили на дизельной тяге. Тем не менее, тем, у кого уже есть такая лицензия, можно продолжать работать.
Потенциал в России
А что с российскими дорогами? Когда отечественные «шашечки» перейдут на электротягу? Первые важные шаги в эту сторону уже намечены. Не так давно в России утвердили концепцию по производству электротранспорта. Согласно ей, к 2024 году в стране будут изготавливать не менее 25 тысяч электромобилей ежегодно, а к 2030 году каждый десятый автомобиль, произведенный в России, будет на электрической тяге. Как полагают эксперты, сначала производить начнут автобусы и дорожную технику для муниципального парка. Затем на электричество начнут переключать такси и сервисы каршеринга. Эта стратегия близка к той, что использовали в Китае — очевидно, она экономически обоснована и может оправдать себя.
Частные компании тоже создают первые прецеденты. Например, с ноября в Краснодаре совершать поездки на такси можно, в том числе, и на электромобиле от сервиса DiDi. Правда, заказать именно электромобиль пассажир не может: он узнает, что к нему едет такая машина, уже после подтверждения заказа. Всего в пилотном проекте участвует 13 электромобилей; если он будет признан успешным, опыт масштабируют на другие регионы России.
Тем не менее, для развития электротранспорта в России нужно предпринять определенные шаги — совершенствовать регуляторную среду, создать базу для массового производства электромобилей в стране, поддерживать их импорт, стимулировать спрос за счет программ льготного кредитования. Эти шаги невыполнимы без плотного сотрудничества государства и бизнеса. Но при успехе переход такси на более зеленый и экономически выгодный транспорт принесет выгоду всем.
Автор: Даниил Петин, Директор по стратегическим проектам DiDi в России
Будущее транспорта определяется тремя взаимосвязанными трендами: электрификация (переход на двигатели на электрической тяге), совместное использование (каршеринг) и автоматизация (беспилотные системы и подключенные «умные» автомобили). Использование электрокаров в системе городского такси отвечает всем трем этим трендам сразу. Это многообещающий и перспективный рынок — по прогнозам Fortune Business Insights, к 2027 году его размер достигнет $173 млрд.