Биометрический бег с барьерами: кто и зачем собирает наши данные
Открывать взглядом, платить улыбкой
В использовании «биологической» информации в России лидирует финансовый сектор — на него приходится около 30% всего рынка (такую оценку дают специалисты J’son & Partners Consulting). Первый отечественный банкомат с биометрией появился еще в 2017 году у Сбера — он не требовал карту, а сканировал лицо человека. К лету этого года «поумнела» половина всех ATM банка, а в своих отделениях и приложениях биометрию активно используют около десятка крупных кредитных организаций: открывают счета по скану лица, подтверждают нетипичные операции с помощью голоса или селфи, развивают биоэквайринг.
Другие «поклонники» биометрии — ритейл и HoReCa. В гипермаркетах, сетях фастфуда и вендинговых аппаратах оплатой «взглядом» уже не удивить — без карточки и смартфона можно расплатиться в магазинах X5 Retail Group, кофейнях CoffeeBean, пиццериях «Папа Джонс» и многих других торговых точках. В отдельных кафе тестируют оплату улыбкой.
Корпоративный сектор также оценил возможности «верификации телом»: используют ее, чтобы защитить интеллектуальную собственность, ограничить доступ к ценной информации. Спрос подогрела и пандемия, которая отправила на удаленку большинство сотрудников. Но, пожалуй, самое распространенное применение биометрии — Touch-ID и Face-ID в смартфонах, ноутбуках и других пользовательских гаджетах. В некоторых продвинутых ЖК двери можно открыть без ключей, просто взглянув в камеру или приложив палец к сенсору.
Намного раньше бизнеса особенное внимание биометрии стали уделять регуляторы — радужки глаз вносятся в паспорта и визы, в полицейских базах содержатся отпечатки пальцев, а камеры на улицах разыскивают преступников по походке.
Но если власть может принудить к сдаче биометрических данных, например, для выдачи водительских прав, то с коммерческим сектором пользователи делятся своими «слепками» добровольно. Первой такой базой данных стала Единая Биометрическая Система (ЕБС), организованная «Ростелекомом» в 2018 году. Поначалу пользователями ЕБС были только банки, но с 2021 года она используется и в страховых компаниях. Впрочем, в будущем система может выйти за периметр финтеха — тогда ее станут применять и для госуслуг.
Не ЕБС единой
Несмотря на перспективность биометрии, базу не спешат наполнять данными: к февралю 2021 года в ней набралось всего 164 тыс записей. Этому есть несколько причин. Во-первых, в России ЕБС — фактический монополист: он ограничивает сферы применения биометрии, требует с участников организовывать защищенные каналы связи и точки сбора данных. Во-вторых, пользователи встречаются с суровой ценовой политикой: за каждую проверку нужно платить по 200 рублей. Все это понижает общий интерес бизнеса к переходу на биометрию.
Подтолкнуть рынок могут «административные меры». Так, ЦБ в скором времени обяжет все банки с универсальной лицензией организовать сбор биометрии. Это коснется 80% подразделений в населенных пунктах с численностью более тысячи жителей. А Минцифры планирует закрыть удаленный доступ к ряду госуслуг при отсутствии биометрии. За пару лет государство рассчитывает нарастить число записей в ЕБС до 70 млн.
Но неизбежно будут формироваться и другие биометрические базы — потенциальных игроков много, у всех разные потребности, и одна система их удовлетворить не сможет.
Страх потерять лицо
Как подсчитали аналитики Comparitech, сейчас Россия занимает шестое место в мире по широте и глубине проникновения биометрических средств контроля и доступа. Учитывая, что рейтинг возглавляет Китай, вопрос ограничения «биологических» методов распознавания и защиты столь чувствительной информации стоит наравне с вопросом их развития.
Прежде всего, речь идет о возможных утечках больших массивов биометрических данных — ежедневно тем же метро пользуются миллионы пассажиров. Пока подобных прецедентов мало, ведь при сборе и хранении биометрических данных организации обязаны обеспечить шифрование, контроль целостности образцов криптографическими средствами, физическую защиту серверных комнат и информационную безопасность каналов связи. Тем не менее, последствия подобных утечек крайне серьезны, и они гарантированно произойдут.
Другой вызов — дипфейки. Ситуации, когда злоумышленник «притворяется» другим человеком с использованием технологий. Инструменты для борьбы с подобным мошенничеством есть — это инфракрасные камеры, liveness-технологии, — но они далеки от совершенства. Университетский колледж Лондона отнес дипфейки к самым опасным формам преступлений, совершаемых с применением искусственного интеллекта.
К примеру, в августе 2019 года преступники выманили $243 тыс. у британской страховой компании при помощи программы для эмуляции голоса ее руководителя. Еще раньше, в 2014 году, член известной хакерской сети Chaos Computer Club рассказал, что смог воссоздать отпечаток пальца министра обороны Германии по фотографиям с пресс-конференции.
А теперь просто представьте, что будет, если «подделка» известного телеведущего или политика спровоцирует толпу на определенные действия. Со временем люди могут перестать серьезно воспринимать вообще всю информацию в сети — глаз человека уже не всегда может отделить лицо, искусно нарисованное программой, от настоящего. Неудивительно, что многие не доверяют инновациям и боятся потерять свою «идентичность».
Гонка без победителя
Несмотря на возможные риски, биометрические технологии постепенно занимают свое место в повседневности. Так, НАФИ выяснил, что в 2020-ом этот термин правильно понимали чуть больше половины жителей нашей страны (54%), а в этом году их число увеличилось до 74%. Чаще всего (в 84% случаев) с биометрией сталкиваются при разблокировке гаджетов, открытии приложений или бесконтактной оплате, в 69% — при доступе в помещения и в 65% — при получении банковских услуг в отделении либо через банкомат.
Большую роль тут играют ИТ-компании. На них ложится разработка инструментов для предотвращения ложной идентификации и утечки данных. Они же помогают разобраться с тем, как правильно наладить инфраструктуру: где установить камеры, когда потребуется оборудование для голосовой биометрии в контакт-центрах, как интегрировать движки биометрических платформ с внутренними системами — от турникетов до приложений.
Итак, безопасное развитие биометрических сервисов — задача, которую совместно предстоит решить бизнесу, государству и потребителям. И, кто знает, возможно через пару лет, когда посетитель зайдет в кофейню, система сразу же сообщит бармену, как его зовут, какой напиток он любит и сколько бонусов в его программе лояльности. А, возможно, все пойдет по европейскому сценарию, где удаленная биометрическая идентификация скоро может быть практически запрещена.
Материал подготовлен компанией T1 Консалтинг
Впрочем, тенденция захватывает весь цивилизованный мир. Так, исследования Juniper Research показывают, что к 2025 году объем платежей с использованием биометрии вырастет до $3 трлн. Для сравнения, в 2020-ом этот показатель едва превышал $40 млрд.