Что можно инспектировать с помощью дрона
В первую очередь, это геодезия и картография. Следом за ними шли отрасли с высоким процентом трудозатрат на проведение разного рода мониторинга и инспекций. Например, промышленность, объекты которой требуют проведения квалифицированными специалистами трудоемких, иногда связанных с риском для жизни контрольных осмотров, измерений и анализа.
Используются БВС и специальными службами, где они незаменимы в сфере обеспечения безопасности. МЧС и поисковые отряды часто применяют их в ходе поисково-спасательных работ.
Данные, полученные с дронов, также необходимы для управления жизненным циклом объектов строительства с помощью технологий BIM (Building Information Modeling). Широко применяются дроны для выявления фиксации правонарушений, мониторинга транспортной инфраструктуры.
Благодаря выходу на рынок новых производительных моделей агродронов, способных самостоятельно выполнять сложные сельскохозяйственные задачи, в последнее время мы наблюдаем настоящий ажиотаж применения их в сельском хозяйстве.
Основные сферы применения дронов в промышленности
Беспилотники применяются в промышленности для получения различного рода геоданных, детального инспектирования, обследования труднодоступных объектов. Дроны помогают проводить инвентаризацию материально технической базы предприятий и складов. Они занимаются мониторингом, с их помощью осуществляется планирование и контроль, фиксируются детали на месте ДТП, охраняется общественный порядок, происходит ликвидация ЧС, выполняются поисково-спасательные операции.
С помощью БВС создаются карты границ полей в сельском хозяйстве, выполняется мультиспектральное зондирование, происходит контроль этапов роста и развития культур, внесение удобрений, борьба с вредителями и охрана сельхозугодий. Беспилотники успешно выполняют свои задачи при интеграции их в существующие системы видеонаблюдения.
Как проходит инспекция объектов с помощью дронов
Сначала определяются задачи и условия проведения инспекции того или иного объекта. На основе этих данных определяется тип и модель беспилотного воздушного судна, характеристики требуемой полезной нагрузки. Затем — границы района проведения полетов и время. Происходит согласование полетов и работ, согласно действующему законодательству.
При необходимости получения в процессе инспекции более точных данных, метаданных, в специализированном программном обеспечении строится карта высот для того, чтобы аппарат безукоризненно следовал рельефу, поддерживая заданное расстояние от объекта инспекции до датчика бортовой полезной нагрузки. Определяется наземная станция дифференциальных поправок.
В условленное время внешний пилот, взаимодействуя с органами ОрВД (диспетчером организации воздушного движения), начинает выполнение авиационных работ. Создает в специализированном приложении полетное задание, а беспилотник его послушно выполняет, автоматически действуя от процесса взлета до завершения полетного задания и посадки. При необходимости вся информация (данные, телеметрия), получаемые в процессе полета, могут направляться на сервер аналитики для обработки данных с помощью алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) и на удаленное рабочее место специалиста, ответственного за проведение инспекций на предприятии.
Главные преимущества и недостатки инспекции с БПЛА
Главное преимущество — это высокая производительность при низкой себестоимости работ, а также минимизация влияния «человеческого фактора» на процесс полета, ввиду практически полного автоматизированного цикла от момента взлета до посадки. Применение дронов позволяет проводить инспекцию опасных и аварийных объектов, не подвергая при этом риску персонал.
К недостаткам зачастую можно отнести повышенные требования к экипажу БВС и большой объём согласовательных действий для проведения аэрофотосъемки (АФС). Но сейчас уже идет положительная тенденция в законотворчестве РФ, где в процессе подготовки правовой базы будут опираться на мнение реальных экспертов – людей, благодаря которым беспилотники воспринимают как надежный инструмент в достижении своих целей.
С какими ограничениями можно столкнуться при использовании дрона на объектах
Непреодолимых ограничений нет. Правительство РФ, оценив потенциал отрасли, прилагает максимум усилий для создания необходимой нормативно-правовой базы в сфере применений беспилотных воздушных судов.
Конечно, не обходится и без курьезов
На одном из градообразующих металлургических комбинатов нашей страны по настоянию руководства у одной очень уважаемой компании был закуплен беспилотник самолетного типа. Экипаж беспилотного воздушного судна, сформированный из прошедших необходимую подготовку специалистов предприятия, вынужден был ежедневно выезжать за город на 11 километров. Именно там находилась ближайшая к комбинату поляна — подходящее место для осуществления взлета и посадки беспилотника самолетного типа, на которой они установили катапульту и производили запуск БВС.
Далее беспилотник, набрав высоту, следовал согласно заданию в район выполнения авиационных работ, то есть летел обратно 11 километров, на металлургический комбинат. Проведя аэрофотосъёмку предприятия в пределах его территории (менее 2 км²) с высоты 300 метров, он ложился на обратный курс, преодолевая... правильно — 11 километров!
Беспилотник данной модели не оснащен функцией передачи видеоизображения на наземный пункт управления в процессе полета (пульт управления или компьютер), внешний пилот в программном обеспечении получает лишь отображение значка беспилотника на карте, схожее по виду с отображением вашей машины в «Яндекс Навигаторе». Летать в таких условиях близко к рельефу просто небезопасно, поэтому ему приходится подниматься на большую высоту — 300 метров.
Посадку аппарат выполняет на парашюте, раскрывая его над местом приземления. И часто бывает такое, что при изменении метеоусловий, экипаж находит дрон не в расчетной точке, а в ближайшем пруду, куда его унесло ветром. Если вспомнить, что такой беспилотник стоит как хороший автомобиль, то становится очень грустно.
Но и на этом трудности не заканчиваются. Низкая граница облачности может испортить процесс аэрофотосъемки, тогда аппарат просто привезет вместо снимков «молоко». Не говоря уже о том, что остановиться и детально рассмотреть, к примеру, факельную зону он не способен в принципе.
Если данные дрон все же собрал, то остается преодолеть, учитывая пробки в конце рабочего дня, всего лишь те самые 11 километров до предприятия, чтобы выгрузить информацию на ПК.
Намучившись, инженеры решили попробовать дрон мультироторного типа DJI Phantom 4. Это позволило запускать БВС с территории предприятия, экономя время и ГСМ, а также не подвергать опасности жителей, над головами которых прежний дрон ежедневно пролетал туда и обратно практически 22 км. DJI Phantom 4 оборудован системой передачи видеоизображения в реальном времени. Он может зависать, позволяя пилоту рассмотреть, снять и зафиксировать повреждение или другое событие.
Следующим этапом стал совместный проект с нашей компанией. В результате нам удалось продемонстрировать руководству комбината эффективность применения БВС DJI для проведения инспекций их материально-технической базы.
Решения от DJI для инспекций
Mavic 2 Enterprise - динамический зум: 2-кратный оптический и 3-кратный цифровой.
Mavic 2 Enterprise Advanced - благодаря тепловизионным и визуальным камерам высокого разрешения он поддерживает до 32-кратного цифрового зума и обеспечивает точность позиционирования на уровне сантиметров с помощью модуля RTK.
Mavic 2 Enterprise Dual - оптические и тепловые снимки.
DJI Matrice 300 RTK - коммерческая полетная платформа с максимальным временем полета – до 55 мин, системой точного позиционирования RTK и рабочей температурой от -20°C до +50°C.
Материал подготовлен Skymec
Автор: Андрей Савельев