Крушение Рейнджера: Недавнее крушение рыболовецкого судна

Пасхальной ночью 23 марта, в 2:52 после полуночи на пункте Береговой охраны в Кодиаке приняли зов о помощи, который донесся за 1300 км. Кто-то погибал в холодных водах Берингова моря. «Говорит ‘Рейнджер Аляски’. Наши координаты 5-3-5-3 северной широты, 1-6-9-5-8 западной долготы. На борту 47 человек. Мы тонем. Вода поступает в рулевой отсек...»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бывалый капитан Питер Якобсен, 23 года рыбачивший в Беринговом море, вызывал по радио всех коллег, кто мог оказаться по соседству, повторяя координаты «Рейнджера», — 192 км к западу от порта Датч-Харбор на Алеутских островах.

В 370 км к северу, на крошечной базе Береговой охраны на острове Св. Павла зазвонил телефон. Здесь постоянно несут дежурство команды спасателей. Их дело — помогать всем терпящим бедствие, в том числе и рыбакам самого большого в США (и наиболее подверженного опасностям) промыслового флота. Дежурный пилот Стив Бонн сразу же бросился будить свой экипаж — второго пилота, бортмеханика и пловца-спасателя. За считанные минуты вся команда успела собраться, попрыгать в джипы и рвануть через метровые снежные заносы к ангару, где начала подготовку шеститонного вертолета HH-60 Jayhawk к полету. Вертолет прибыл к месту бедствия первым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сторожевик Береговой охраны «Мунро» вел патрулирование вдоль ледовой кромки к югу от пустынных островов Прибылова, когда принял первый призыв о помощи. Капитан приказал стармеху переключить 113-метровый корабль с крейсерской дизельной тяги на двигатели Pratt & Whitney FT4A — такие же, как стоят на самолетах Boeing 707. «Мунро» рванул к тонущему судну на скорости 30 узлов (56 км/ч).

Капитан «Рейнджера» отдал команду надевать спасательные костюмы. Вскоре все были на палубе. В громоздких ярко-красных костюмах Gumby из толстого неопрена, снабженных герметичной молнией и шейным обтюратором, люди едва узнавали друг друга. За дверью рубки — скользкая обледенелая палуба, а через корму начинают перекатываться волны. Температура не выше -10°С. Внезапно по всему судну вырубился свет. «Рейнджер» дал задний ход и резко накренился на правый борт. Члены команды изо всех сил цеплялись за обледенелые поручни, чтобы не скатиться по скользкой палубе в море.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Капитан отдал приказ — всем покинуть судно. Матросы кинулись к крепежу спасательных плотов. Но они не болтались на воде рядом с бортом судна — их уносило куда-то к носу. Люди прыгали в воду и плыли к плотам. Вокруг мигали лампочки, закрепленные на костюмах. Нос «Рейнджера» задрался к небу, и судно скрылось в пучине.

Среди всех участков, опекаемых службой Береговой охраны, Аляска держит рекорд по числу катастроф — с 1994 по 2004 год на дно ушло 338 рыбацких судов. Обычно такое происходит с суденышками поменьше, чем 60-метровый «Рейнджер Аляски», а случаи, когда более 4−5 человек попадают в воду, вместо того чтобы ступить с судна на спасательный плот, — исключительная редкость.

Береговая охрана регулярно проверяет рыбацкие суда, выходящие на промысел из Датч-Харбор. Никто не сомневался, что на «Рейнджере» спасательных костюмов хватит на всех. Но даже в них при температуре воды около 0 °C вряд ли можно протянуть больше двух часов. Когда на «Мунро» получили сообщение, что команда покинула судно, спасатели сразу стали готовиться к тому, что жертв будет много. Кубрик переоборудовали в приемный покой травмпункта, и все принялись за работу, собирая по судну шерстяные одеяла и укладывая их для подогрева в судовых сушилках и даже на камбузе, в духовках, в режиме слабого подогрева.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Штатный вертолет HH-65 Dolphin выкатили из ангара и установили на решетчатой взлетной площадке. Чтобы его не сдуло встречным ветром, набегающим на скорости за 50 км/ч, команда использовала специальный гидравлический замок, который надежно прижал к палубе почти трехтонную машину. Теперь оставалось ждать. Вертолет Dolphin легче, чем Jayhawk, и радиус действия у него меньше. Для его запуска нужно подойти к месту бедствия хотя бы на 130 км — иначе может не хватить имеющихся на борту восьми центнеров горючего, чтобы провести необходимые спасательные работы и вернуться к «Мунро».

В сотне метров над океаном пилоты HH-60 Jayhawk вглядывались через очки ночного видения, прочесывая бушующие внизу волны. Наконец вертолет пробился сквозь снежный шквал, и вот — огонек. Второй, третий, пятый... Но от траулера «Рейнджер Аляски» не осталось и следа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отправляясь с острова Св. Павла, летчики надеялись, что судно еще на плаву и его можно спасти. То, что открылось перед ними, было таким бедствием, какого они не видали никогда раньше. Все четыре члена экипажа когда-то учились в Орегоне, на престижных курсах вертолетчиков-спасателей Береговой охраны. Там их натаскивали на сложное маневрирование прямо над высокими волнами. Теперь, в условиях порывистого ветра и снежных зарядов, пришло время применить полученные знания.

Вертолет завис над первым горящим огоньком. Пловец-спасатель пристегнул свою обвязку к тросику, намотанному на жестко закрепленную на фюзеляже лебедку, и шагнул в дверной проем. На нем был гидрокостюм, перчатки с 7-миллиметровой неопреновой подкладкой и неопреновый капюшон. Разумеется, все это не считая дыхательной трубки, маски и ласт. Затянув на пострадавшем обвязку, спасатель пристегнул ее к своему крюку и поднял вверх большой палец — сигнал, что можно включать лебедку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через 15 минут первый спасенный был уже в вертолетном салоне, а пилот вел машину к ближайшим огонькам. Обнаружив группу из шести человек, команда Береговой охраны решила вместо обвязки использовать спасательную корзину. Этот металлический сундук считается более безопасным средством эвакуации. Обвязка давит на грудь, а в корзине пострадавший просто сидит, пока ее не втащат в вертолет.

Менее чем через час в тесном салоне лежали двенадцать обессилевших моряков в мокрых спасательных костюмах. Вертолет был загружен под завязку. Но сторожевик «Мунро», на котором имелось горючее и квалифицированный медперсонал, все еще находился в 120 км...

Вертолет Dolphin добрался до места катастрофы через час после того, как плавающих в океане рыбаков эвакуировал экипаж вертолета Jayhawk. В процессе спасательной операции один из пострадавших в панике выскользнул из корзины, уже подтянутой к борту вертолета, и упал в воду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Домчавшись на полной скорости до «Мунро», Jayhawk завис над палубой. Экипаж «Мунро» выстроился цепочкой, чтобы быстро вынимать пострадавших из корзин, перетаскивать их по палубе, освобождать от спасательных костюмов и спускать в теплый кубрик. После того как с вертолета выгрузили спасенных рыбаков, Jayhawk заправил баки без посадки на палубу, а затем рванул к месту бедствия собирать оставшихся в воде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В спасательной операции участвовал и брат-близнец погибшего «Рейнджера» — траулер «Аляска уорриор». Около шести часов утра судно подошло к месту катастрофы. С помощью кран-балки команда траулера поднимала людей со спасательных плотов. Пострадавшим выдали одеяла и разогретые в микроволновке картофелины, чтобы засунуть их под мышки. Когда счастливчики уже сидели в тепле, экипаж траулера приступил к подъему тел погибших. Среди них был и капитан «Рейнджера» Пит Якобсен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через несколько дней после кораблекрушения в Береговой охране собрался морской следственный совет. Пригласив группу специалистов из Национального комитета по безопасности на транспорте, члены совета задали вопрос — в чем причина крушения траулера «Рейнджер Аляски», почему многие из пострадавших не смогли попасть на спасательные плоты и почему одна из жертв ухитрилась выпасть из спасательной корзины во время подъема на вертолет.

Больше недели проходили слушания на Аляске в Датч-Харбор и в Анкоридже. Потом комиссия снова собралась в Сиэтле, штат Вашингтон — буквально в 3 км от офиса Fishing Company of Alaska (которая так и не отреагировала на попытки завязать контакт для выяснения подробностей катастрофы). Сотрудники компании один за другим свидетельствовали о тех обстоятельствах, которые могли повлиять на судьбу траулера. Вопреки официально объявленному «сухому закону», на борту нередки были случаи выпивки. В течение месяцев, предшествовавших катастрофе, «Рейнджер Аляски», по свидетельству экипажа, не раз проходил сквозь поля, забитые ледяной кашей, причем зачастую на более высоких скоростях, чем это допустимо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что же стало непосредственной причиной того, что судно пошло на дно? В течение нескольких ближайших месяцев следователи постараются ответить на этот вопрос. Для этого они должны внимательно рассмотреть многочасовые свидетельства, касающиеся последнего рейса траулера «Рейнджер Аляски», проанализировать кипы документов, в которых запротоколирована модернизация судна и история его эксплуатации. Но дать абсолютно уверенный, исчерпывающий ответ, что же конкретно случилось с траулером, все равно будет трудно или даже вообще невозможно. Как ни крути, а самое важное свидетельство, самая весомая улика лежит теперь на дне Берингова моря на двухкилометровой глубине.