Когда мы будем летать на аэротакси, как Брюс Уиллис в «Пятом элементе»
Система городской воздушной мобильности (Urban Air Mobility, UAM) появилась в ответ на растущий спрос на альтернативный вид перевозок в больших городах из-за загруженности транспортной системы и значительных заторов, не позволяющих быстро добраться до нужной точки.
Обычно в рамках UAM выделяют два вида транспорта – грузовые беспилотники (или дроны) и полноценные пилотируемые летательные аппараты. И первые, и вторые работают по технологии eVTOL (electric vertical takeoff and landing – электрический вертикальный взлет и посадка). Таким аппаратам нужна лишь небольшая площадка для взлета и посадки, а электрическая конструкция позволяет минимизировать уровень шума в городской среде и сократить количество выбросов в атмосферу.
В 2016 году европейский авиастроитель Airbus запустил проект демонстратора Vahana для тестирования технологий eVTOL, выполненный по схеме конвертоплана с поворачивающимися крыльями. На консолях каждого крыла были размещены по четыре электромотора с воздушными винтами. Образец был рассчитан на одного пассажира либо на один груз, был полностью беспилотным и минималистичным по дизайну. Он работал на электрических батареях и мог развивать скорость до 220 км/ч. Vahana совершил свой первый полет в январе 2018 года, испытательная кампания завершилась в ноябре 2019 года, а с ней и сам проект – аппарат предназначался для отработки технологий eVTOL и полностью выполнил свою задачу.
Однако на этом разработки Airbus в сфере UAM не закончились. В 2019 году компания представила CityAirbus – второй проект летающего электрического такси, напоминающего мультикоптер, оснащенный пропеллерами из углеродного волокна, восемью моторами и четырьмя аккумуляторами. Первый прототип мог преодолевать расстояния до 60 км со скоростью 120 км/ч.
В сентябре этого года на саммите Airbus, посвященном декарбонизации авиаотрасли, была представлена новая версия аппарата – CityAirbus NextGen, который сочетает в себе лучшие инженерные находки своих предшественников-демонстраторов CityAirbus и Vahana
Это полностью электрический летательный аппарат самолетного типа с V-образным хвостом и восемью пропеллерами с электродвигателями, которые образуют силовую установку с распределенной тягой.
NextGen рассчитан на 4 места и будет управляться профессиональным пилотом. Дальность полета была увеличена до 80 км, чего хватит для выполнения 95% возможных задач в городских пределах. Скорость NextGen будет 120 км/ч, это позволит, например, обеспечить перемещение из аэропорта Шереметьево до Москва-Сити за 16 минут, минуя все пробки.
Помимо дальности полета и скорости, одним из ключевых факторов для городской мобильности является уровень шума. Важно, чтобы аэротакси не было слышно. Например, в Москве максимальный уровень допустимого шума возле жилых домов согласно СанПин – 70 бБ. Уровень шума NextGen составляет 65-70 дБ, то есть вполне сопоставим с обычными городскими «фоновыми» звуками.
В настоящий момент CityAirbus NextGen проходит испытания. Первый полет прототипа запланирован на 2023 год, а сертификация европейских авиационных властей ожидается уже в 2025 году. Аэротакси, которое разрабатывает авиаконцерн, будет использоваться для широкого круга задач: доставки грузов, транспортировки людей, организации воздушных экскурсий и много другого.
CityAirbus будет летать по заранее построенным маршрутам, по крайней мере изначально. Операторы вертолетов, городские власти и частные компании уже заинтересованы в перспективных аппаратах и ждут их выхода на рынок. Airbus делает особый упор на проекты в сфере eVTOL, так как электрические аппараты станут важным шагом на пути к декарбонизации отрасли и помогут реализовать амбициозные цели по достижению нулевого углеродного следа к 2050 году.
Однако для полноценной эксплуатации таких летательных аппаратов необходимо создать соответствующую инфраструктуру: площадки взлета и посадки, оснащенные специальными батареями и необходимым оборудованием; разработанная правовая база, согласованная с местными властями и утвержденная система маршрутов самих такси. Нужно создать полноценную экосистему с последующей интеграцией ее в существующий городской ландшафт, на это требуется время и совместная работа всех представителей отрасли: как со стороны производителей и эксплуатантов, так и со стороны городских властей.
Говоря о перспективах системы городской аэромобильности, специалисты компании отмечают, что пока рано говорить о полноценном рынке летающих такси, однако это не значит, что не надо создавать такой рынок. Различные стартапы и крупные компании работают над разработкой перспективных образцов, которые показывают хорошие результаты, но пока что новый класс транспорта не интегрирован в городской контекст, он существует лишь в сборочных цехах авиапроизводителей.
С середины 2010-х годов многие компании стали инвестировать значительные средства в разработку и внедрение электрических аэротакси в городскую среду. На сегодняшний день таких стартапов на рынке более 300.