Мастер мира: все о главном представителе киберпанка на планете Жан-Мишеле Жарре

В ночь с 31 декабря на 1 января 2021 года без десяти минут полночь Жан-Мишель Жарр начал свой невероятный 45-минутный VR-концерт в соборе Нотр-Дам де Пари, восстановленном в виртуальной реальности. О том, как 73-летнему французу удается уже полвека оставаться главным представителем киберпанка на планете и как вообще получилось провернуть подобное мероприятие в разгар пандемии, «TechInsider» рассказал Георгий Молодцов, режиссер этого концерта.
Мастер мира: все о главном представителе киберпанка на планете Жан-Мишеле Жарре
Георгий Молодцов
Георгий Молодцов — «главный по виртуальной реальности» в России
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Носторженные подростки, фанатевшие когда-то по ультрамодной электронной музыке Жан-Мишеля Жарра, уже давно сами стали дедушками и бабушками, а бодрый французский пенсионер продолжает делать шоу будущего, приводя в восторг уже внуков своих прежних поклонников.

Нельзя сказать, что в VR Жан-Мишель был пионером – в апреле 2020 года Трэвис Скотт собрал на свой виртуальный 10-минутный концерт в Fortnite 12,3 млн человек. Но это выступление было не столько концертом, сколько клипом, который разработчики Fortnite делали целый год. То же можно сказать и об онлайн-трансляциях живых концертов: здесь перед сценой ставят камеру на 360 градусов и просто выдают в Сеть сферическое видео.

Идея

Выступление в Нотр-Дам де Пари придумали не на пустом месте – летом 2020 года Жан-Мишель Жарр отыграл в виртуальной реальности на платформе VRChat концерт в рамках ежегодного французского фестиваля-события Fête De La Musique. Для помощи в организации трансляции тогда пригласили Георгия Молодцова, имеющего большой опыт проведения международных VR-кинофестивалей в виртуальной реальности, в частности на платформе VRChat. Концерт был подготовлен всего за три недели, и, хоть и произвел больше впечатление, оставил команду с ощущением, что можно было сделать и лучше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пресс-служба AFP
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце того же года у Жан-Мишеля выходил новый альбом Welcome To The Other Side, который Sony Music захотела поддержать масштабным мероприятием, в идеале – сыграть в новогоднюю ночь перед Нотр-Дамом, где в это время собирается много народа и происходит основное веселье. Но в самом начале осени стало понятно, что из-за пандемии провести реальное мероприятие не удастся. Так возникла идея концерта в виртуальном Нотр-Дам де Пари. Георгия снова позвали в проект.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем временем выяснилось, что еще до знаменитого пожара 2019 года компания Ubisoft в течение двух лет кропотливо сканировала интерьеры собора для своей игры Assassin’s Creed и самые точные данные о Нотр-Даме остались у нее. Компания поступила достойно: бесплатно предоставила всю информацию для нужд реставраторов и других культурных проектов. А новогодний концерт Жан-Мишеля, безусловно, был культурным проектом.

Упаковка

Первым, с чем столкнулись организаторы, стала необходимость переупаковки гигантских объемов первоначальной модели собора, десятки гигабайт, под ограничения платформы VRChat – 300 Мб в версии для PC и 100 Мб – для VR-гарнитур типа Oculus Quest 2. Этим занимались партнеры генерального подрядчика проекта, французской компании VrrOOm. Все залы и пространства собора, которые не требовались для концерта, максимально оптимизировали, включая знаменитые витражи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая задача оказалась противоположной, но не менее сложной: аватар Жан-Мишеля должен был выглядеть лучше, чем на летнем виртуальном концерте, – чтобы его рука смотрелась рукой, движения оставались естественными и можно было показывать музыканта крупным планом. К этому нужно добавить уникальную сценографию и 3D-маппинг, переосмысленный командой под виртуальную реальность на основе последних живых концертов Жарра.

Зрители

Во всех VR-платформах есть ограничения по количеству пользователей; например, в VRChat внутри одной комнаты-мира не может находиться более 40 человек одновременно. Как только появляется 41-й пользователь, платформа создает копию мира и помещает туда нового клиента, следующих добавляет туда же. Для 81-го опять создается новая копия мира. С одной стороны, 40 человек – это очень мало, с другой – все они взаимодействуют между собой, создавая огромную нагрузку на серверы. Но для живого концерта 40 человек – капля в море. Играть перед такой аудиторией сложно. Поэтому людей на заднем плане добавили искусственно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существовало несколько групп зрителей с разными привилегиями. Часть самых близких друзей музыканта и съемочная группа находились в студии «Габриэль» недалеко от Нотр-Дама, где Жан-Мишель выступал вживую в костюме Motion Capture. Его движения захватывались и передавались в виртуальный мир – там уже играл огненный аватар в виртуальном соборе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Общий цвет и свет мероприятия в виртуальной реальности проецировались обратно в студию «Габриэль» на Жан-Мишеля таким образом, чтобы при монтаже, переходя из одного мира в другой, совпадали гамма картинки и видеоряд.

В группу «супервипов» – 40 человек, которых Жарр видел на экране перед собой и для которых играл, – были приглашены главные мировые VR-инфлюэнсеры, персональные гости Жан-Мишеля, топ-менеджеры VRChat, кураторы ключевых кинофестивалей и энтузиасты виртуальной реальности.

Вход в другие миры

Все зрители новогоднего концерта попадали в некий «предбанник», где должны были выбрать ворота для входа, указав качество и степень детализации будущего концерта. Обладатели самых распространенных VR-шлемов Oculus Quest имели возможность видеть лишь ограниченную версию мира, нарисованную российским художником Денисом Семеновым, где в проекции церкви поставили экран с небольшим эффектом глубины. По сути, в таких шлемах можно было смотреть концерт только с одной точки. Обладатели же мощных компьютеров могли позволить себе шоу совсем другого уровня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы сделать концерт доступным для максимально широкой аудитории, на время шоу была придумана технология «индивидуального запуска». Кнопка «Открыть дверь» не только впускала зрителя, но и включала для него концерт с самого начала. В одной комнате находились 40 человек, и для каждого действо начиналось в разное время – в тот момент, когда они нажали на кнопку. «Люди вели себя так, будто находятся на одном концерте, хотя комната наполнялась со скоростью один человек в 15 секунд и задержка трансляции между первым и последним посетителем составляла порядка 10 минут. Они не слышали и не видели, что происходит у других, звук и картинка у каждого были свои, – говорит Георгий Молодцов. – А я был так называемым мастером мира – тем самым человеком, который нажимал кнопку, открывавшую двери и запускавшую концерт. Одновременно начинали передаваться сигналы из реального мира в виртуальный и обратно».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За кулисами мира

Если не считать съемочной группы в студии «Габриэль», все остальные зрители приходили на концерт из разных точек планеты. Технический персонал, поддерживавший эту невероятно сложную трансляцию, также работал из разных точек мира – из России, Италии, Японии, Великобритании: локдаун никто не отменял. И все они общались между собой по Zoom.

Пресс-служба AFP
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для того чтобы снять VR-концерт для традиционной телевизионной трансляции, была разработана система летающих камер, виртуальная съемочная площадка. «Есть 10 кнопок и направление по часовой стрелке и против часовой стрелки, – объясняет Георгий. – Нажимаешь Shift + 1 – камера взмывает прямо вверх, Shift + 4 – летает вокруг Жан-Мишеля, Shift + 7 – смотрит на него сверху и т.д. Вместе с сорежиссером виртуальной части концерта Мод Клавье мы потратили уйму времени, чтобы заранее определить, какие песни под какие пролеты камер лучше снимать».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перед Новым годом было несколько репетиций со студентами-статистами, перед которыми отыграл Жарр. «Нам требовалась хотя бы одна полностью предписанная версия концерта: если во время прямой трансляции для телеканалов что-то пойдет не так, можно будет на лету синхронно переключиться – как было, например, с нераскрывшимся олимпийским кольцом в Сочи, – вспоминает Георгий Молодцов. – Но подстраховка не понадобилась».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мир 2.0

В голове не укладывается, как сложнейший масштабный проект можно было подготовить всего за три месяца. Он и сейчас, спустя полгода, выглядит непревзойденным – посмотрите запись в YouTube.

Вот-вот должны запуститься технологически более продвинутые платформы, уже рассчитанные на подобные проекты, – Sensorium Galaxy, Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Horizon, NVIDIA Omniverse. Но Жан-Мишель Жарр опять всех опередил. И ведь ему всего 73 года.