Мастер мира: все о главном представителе киберпанка на планете Жан-Мишеле Жарре
Носторженные подростки, фанатевшие когда-то по ультрамодной электронной музыке Жан-Мишеля Жарра, уже давно сами стали дедушками и бабушками, а бодрый французский пенсионер продолжает делать шоу будущего, приводя в восторг уже внуков своих прежних поклонников.
Нельзя сказать, что в VR Жан-Мишель был пионером – в апреле 2020 года Трэвис Скотт собрал на свой виртуальный 10-минутный концерт в Fortnite 12,3 млн человек. Но это выступление было не столько концертом, сколько клипом, который разработчики Fortnite делали целый год. То же можно сказать и об онлайн-трансляциях живых концертов: здесь перед сценой ставят камеру на 360 градусов и просто выдают в Сеть сферическое видео.
Идея
Выступление в Нотр-Дам де Пари придумали не на пустом месте – летом 2020 года Жан-Мишель Жарр отыграл в виртуальной реальности на платформе VRChat концерт в рамках ежегодного французского фестиваля-события Fête De La Musique. Для помощи в организации трансляции тогда пригласили Георгия Молодцова, имеющего большой опыт проведения международных VR-кинофестивалей в виртуальной реальности, в частности на платформе VRChat. Концерт был подготовлен всего за три недели, и, хоть и произвел больше впечатление, оставил команду с ощущением, что можно было сделать и лучше.
В конце того же года у Жан-Мишеля выходил новый альбом Welcome To The Other Side, который Sony Music захотела поддержать масштабным мероприятием, в идеале – сыграть в новогоднюю ночь перед Нотр-Дамом, где в это время собирается много народа и происходит основное веселье. Но в самом начале осени стало понятно, что из-за пандемии провести реальное мероприятие не удастся. Так возникла идея концерта в виртуальном Нотр-Дам де Пари. Георгия снова позвали в проект.
Тем временем выяснилось, что еще до знаменитого пожара 2019 года компания Ubisoft в течение двух лет кропотливо сканировала интерьеры собора для своей игры Assassin’s Creed и самые точные данные о Нотр-Даме остались у нее. Компания поступила достойно: бесплатно предоставила всю информацию для нужд реставраторов и других культурных проектов. А новогодний концерт Жан-Мишеля, безусловно, был культурным проектом.
Упаковка
Первым, с чем столкнулись организаторы, стала необходимость переупаковки гигантских объемов первоначальной модели собора, десятки гигабайт, под ограничения платформы VRChat – 300 Мб в версии для PC и 100 Мб – для VR-гарнитур типа Oculus Quest 2. Этим занимались партнеры генерального подрядчика проекта, французской компании VrrOOm. Все залы и пространства собора, которые не требовались для концерта, максимально оптимизировали, включая знаменитые витражи.
Вторая задача оказалась противоположной, но не менее сложной: аватар Жан-Мишеля должен был выглядеть лучше, чем на летнем виртуальном концерте, – чтобы его рука смотрелась рукой, движения оставались естественными и можно было показывать музыканта крупным планом. К этому нужно добавить уникальную сценографию и 3D-маппинг, переосмысленный командой под виртуальную реальность на основе последних живых концертов Жарра.
Зрители
Во всех VR-платформах есть ограничения по количеству пользователей; например, в VRChat внутри одной комнаты-мира не может находиться более 40 человек одновременно. Как только появляется 41-й пользователь, платформа создает копию мира и помещает туда нового клиента, следующих добавляет туда же. Для 81-го опять создается новая копия мира. С одной стороны, 40 человек – это очень мало, с другой – все они взаимодействуют между собой, создавая огромную нагрузку на серверы. Но для живого концерта 40 человек – капля в море. Играть перед такой аудиторией сложно. Поэтому людей на заднем плане добавили искусственно.
Существовало несколько групп зрителей с разными привилегиями. Часть самых близких друзей музыканта и съемочная группа находились в студии «Габриэль» недалеко от Нотр-Дама, где Жан-Мишель выступал вживую в костюме Motion Capture. Его движения захватывались и передавались в виртуальный мир – там уже играл огненный аватар в виртуальном соборе.
Общий цвет и свет мероприятия в виртуальной реальности проецировались обратно в студию «Габриэль» на Жан-Мишеля таким образом, чтобы при монтаже, переходя из одного мира в другой, совпадали гамма картинки и видеоряд.
В группу «супервипов» – 40 человек, которых Жарр видел на экране перед собой и для которых играл, – были приглашены главные мировые VR-инфлюэнсеры, персональные гости Жан-Мишеля, топ-менеджеры VRChat, кураторы ключевых кинофестивалей и энтузиасты виртуальной реальности.
Вход в другие миры
Все зрители новогоднего концерта попадали в некий «предбанник», где должны были выбрать ворота для входа, указав качество и степень детализации будущего концерта. Обладатели самых распространенных VR-шлемов Oculus Quest имели возможность видеть лишь ограниченную версию мира, нарисованную российским художником Денисом Семеновым, где в проекции церкви поставили экран с небольшим эффектом глубины. По сути, в таких шлемах можно было смотреть концерт только с одной точки. Обладатели же мощных компьютеров могли позволить себе шоу совсем другого уровня.
Чтобы сделать концерт доступным для максимально широкой аудитории, на время шоу была придумана технология «индивидуального запуска». Кнопка «Открыть дверь» не только впускала зрителя, но и включала для него концерт с самого начала. В одной комнате находились 40 человек, и для каждого действо начиналось в разное время – в тот момент, когда они нажали на кнопку. «Люди вели себя так, будто находятся на одном концерте, хотя комната наполнялась со скоростью один человек в 15 секунд и задержка трансляции между первым и последним посетителем составляла порядка 10 минут. Они не слышали и не видели, что происходит у других, звук и картинка у каждого были свои, – говорит Георгий Молодцов. – А я был так называемым мастером мира – тем самым человеком, который нажимал кнопку, открывавшую двери и запускавшую концерт. Одновременно начинали передаваться сигналы из реального мира в виртуальный и обратно».
За кулисами мира
Если не считать съемочной группы в студии «Габриэль», все остальные зрители приходили на концерт из разных точек планеты. Технический персонал, поддерживавший эту невероятно сложную трансляцию, также работал из разных точек мира – из России, Италии, Японии, Великобритании: локдаун никто не отменял. И все они общались между собой по Zoom.
Для того чтобы снять VR-концерт для традиционной телевизионной трансляции, была разработана система летающих камер, виртуальная съемочная площадка. «Есть 10 кнопок и направление по часовой стрелке и против часовой стрелки, – объясняет Георгий. – Нажимаешь Shift + 1 – камера взмывает прямо вверх, Shift + 4 – летает вокруг Жан-Мишеля, Shift + 7 – смотрит на него сверху и т.д. Вместе с сорежиссером виртуальной части концерта Мод Клавье мы потратили уйму времени, чтобы заранее определить, какие песни под какие пролеты камер лучше снимать».
Перед Новым годом было несколько репетиций со студентами-статистами, перед которыми отыграл Жарр. «Нам требовалась хотя бы одна полностью предписанная версия концерта: если во время прямой трансляции для телеканалов что-то пойдет не так, можно будет на лету синхронно переключиться – как было, например, с нераскрывшимся олимпийским кольцом в Сочи, – вспоминает Георгий Молодцов. – Но подстраховка не понадобилась».
Мир 2.0
В голове не укладывается, как сложнейший масштабный проект можно было подготовить всего за три месяца. Он и сейчас, спустя полгода, выглядит непревзойденным – посмотрите запись в YouTube.
Вот-вот должны запуститься технологически более продвинутые платформы, уже рассчитанные на подобные проекты, – Sensorium Galaxy, Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Horizon, NVIDIA Omniverse. Но Жан-Мишель Жарр опять всех опередил. И ведь ему всего 73 года.