Свидание с будущим: новый концепт-кар Pivo 2

«У нас в японском языке есть такое слово kawaii, означающее "прелестный, дружелюбный, милый", – говорит главный конструктор Pivo 2 Масато Иноуэ. – Начиная проектировать Pivo 2, мы точно знали, что этот автомобиль просто обязан быть kawaii с точки зрения внешности. Более того, он должен был стать чем-то вроде партнера или любимца, для того чтобы между водителем и машиной возникли узы, напоминающие дружбу. Так мы пришли к концепции Pivo 2».
Свидание с будущим: новый концепт-кар Pivo 2

Представьте себе такую картину: по улице большого города, сплошь заставленной припаркованными машинами, движется небольшой шаровидный автомобиль с четырьмя лапками-колесами. За рулем авто сидит девушка, она весело и непринужденно общается с пассажирами, сидящими рядом с ней по обе стороны. Завидев скупой просвет в припаркованных машинах, девушка не прекращает беседу и не делает сосредоточенное лицо, морально готовясь показать класс в параллельной парковке. Вместо этого она останавливает машину напротив заветного «окна» и нажимает несколько кнопок на руле. Сферическая кабина поворачивается на 90 градусов, к тротуару, все четыре колеса также поворачиваются на прямой угол. Легонько нажав на газ, девушка проезжает полтора метра вперед — и автомобиль припаркован. Втянув в себя руль и педали, огромная дверь в передней части кабины распахивается, предлагая подругам выйти прямо на тротуар. Чтобы выехать из узкого места, беспечной водительнице достаточно будет развернуть кабину на 180 градусов и вновь поехать вперед. За рулем Pivo 2 человек всегда смотрит только вперед, на любой парковке, в любой сложной ситуации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фокусы с парковкой — это далеко не все, на что способна система изменяемой геометрии шасси Metamo. Упомянутые «лапки» автомобиля — это диагональные рычаги подвески, способные поворачиваться относительно кузова. К примеру, разведя в стороны задние «лапки» и сведя друг к другу передние, Pivo 2 может сместить кабину ближе к задним колесам. При замедлении такой трюк позволяет частично перенести вес с загруженной передней оси на заднюю, тем самым повысив интенсивность торможения и избежав клевка. При этом рулевые сервомоторы поворачивают сами колеса так, чтобы они по-прежнему двигались в направлении движения. Выезжая из арки, водитель может скомандовать машине сместить кабину вперед (развести передние рычаги и свести задние), чтобы выглянуть за угол и оценить окружающую обстановку. Автомобильчик может даже прильнуть к окошку обслуживания, например «Мак-авто», чтобы водителю не пришлось тянуться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В повороте центр тяжести автомобиля смещается к центру дуги. Разумеется, Pivo 2 — полноуправляемый автомобиль, и все четыре его колеса всегда прописывают оптимальную дугу. Угол поворота задних колес зависит от скорости движения — большие углы способствуют маневренности на низких скоростях, а малые корректирующие действия повышают устойчивость в скоростных дугах. Разнообразные и идеально согласованные действия рычагов и рулевых актуаторов стали возможны исключительно благодаря технологии рулевого управления по цифровой шине X by Wire. Такие сложные проблемы, как равномерная загрузка осей в повороте или оптимальные углы установки колес на разных скоростях, в Pivo 2 легко решаются на программном уровне. Кстати, под «игрушечными» крыльями машинки скрывается полноценная система подвески с пружинами и амортизаторами. На испытаниях Pivo 2 наглядно продемонстрировал, что может обеспечить пассажирам комфорт при движении со скоростью свыше 100 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело техники

За внешней простотой и функциональностью Pivo 2 скрывается ряд важных инноваций. Внутри каждого из четырех колес автомобиля спрятан сверхтонкий электродвигатель. В отличие от обычного мотора, в котором ротор вращается внутри статора, в 3d Motor, разработанном совместно с Fujitsu, ротор и статор выполнены в виде соосных тонких дисков одинакового диаметра. Помимо рекордно малой толщины, такое решение обеспечило бóльшую площадь магнитного взаимодействия ротора и статора. В результате компактный моторчик развивает крутящий момент 528 Н•м (как у 4,5-литрового двигателя V8) и мощность до 280 л.с. Возможно, в ближайшем будущем такой двигатель будет использоваться в гибридных автомобилях — он без труда помещается между ДВС и коробкой передач.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За ротором и статором следует еще один тонкий диск — компактный инвертор. Инвертор — это полупроводниковое устройство, преобразующее постоянный электрический ток аккумулятора в переменный для питания электродвигателя (и наоборот при рекуперативном торможении). Обычно инверторы, особенно в части системы охлаждения, имеют внушительные размеры, которые продиктованы необходимостью отводить тепло от мощных полупроводников. Благодаря применению компактных полупроводниковых элементов, оптимизации управляющих алгоритмов и соответствующему снижению тепловыделения специалистам Nissan удалось разместить инвертор внутри колеса вместе с электродвигателем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У Pivo 2 нет ни капота, ни багажника — только просторная кабина с низким полом и четыре подвижных колеса. Такая компоновка стала возможна благодаря инновационной плоской аккумуляторной батарее, размещенной под кабиной. Плоская батарея не только компактнее традиционной «рулонной», она устойчивее к перегреву за счет равномерного распределения тепла. По сравнению с аналогами по габаритам и массе новая батарея обеспечивает в полтора раза бóльшую мощность и вдвое бóльшую емкость. А расположение аккумулятора под полом способствует снижению центра тяжести и улучшению управляемости.

Система изменяемой геометрии шасси Metamo
Система изменяемой геометрии шасси Metamo
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Источник позитива

Даже путешествуя без пассажиров, водитель не останется за рулем Pivo 2 в одиночестве. Robotic Agent, симпатичный робот, расположившийся прямо на передней панели напротив хозяина, не даст ему скучать. RA непрерывно отслеживает эмоциональное состояние водителя по выражению лица, громкости голоса и скорости речи. Если водитель загрустит, разозлится или, чего доброго, начнет засыпать, робот поднимет ему настроение ободряющим комплиментом или дружеской шуткой. Чтобы робот не надоел водителю, он постоянно обучается новым фразам и шуткам, изучает характер хозяина, адаптируясь к его индивидуальным особенностям. К роботу можно обратиться с вопросом. «Robotic Agent, где мне припарковаться?» — спрашивает милая девушка-демонстратор. «Парковка есть в 30 м впереди и в 50 сзади, — рапортует агент и добавляет: — Сзади дешевле».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Признаться, для многих людей первый и самый простой способ избавиться от стресса — выместить злость на ком-нибудь, кто это легко стерпит. Почти все мои знакомые, узнав о RA, спрашивали, можно ли накричать на робота или ударить его. А вот господин Харуо Матсуо, разработчик искусственного интеллекта RA, заверил меня, что при работе над роботизированным агентом никому из инженеров даже в голову не пришло наделить его мазохистскими функциями. Видимо, сказываются различия в менталитете. Хотя именно японские корпоративные самураи додумались время от времени поколачивать манекен начальника, чтобы снять стресс. Восток — дело тонкое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Светлая карма

Увидим ли мы Pivo 2 в автосалонах? Представители Nissan твердо отвечают — нет. Господин Тамура, глава лаборатории, сказал нам по секрету: все инновационные компоненты, примененные на концепт-каре, практически готовы к серийному производству. Даже рулевое управление по цифровой шине X by Wire можно считать абсолютно надежным. Просто это автомобиль не для нашего времени.

С другой стороны, почти все инновации Pivo 2 мы вскоре увидим на серийных моделях. Экологическая программа Nissan предусматривает выпуск в продажу экологически чистого электромобиля в ближайшем десятилетии. В нем воплотится не только техническая, но и эмоциональная частичка Pivo 2. «Если мы будем принуждать людей ездить в экологически чистых автомобилях, они непременно найдут причины и способы не делать этого, — уверен главный конструктор Масато Иноуэ. — В случае с Pivo 2 мы сделали автомобиль-игрушку, дружелюбное создание, автомобиль, который люди непременно захотят иметь. Тот факт, что это электромобиль и он экологически чист, — это всего лишь дополнительный бонус».