Большие данные в логистике: зачем нужны и как применяются

Большие данные применяются сейчас во всех сферах жизни. Не уйти от этого и в логистике. Александр Плешивых, директор по маркетингу IT-компании Умная Логистика, рассказывает, как анализ BIG DATA помогает участникам всех этапов цепи поставок.
Большие данные в логистике: зачем нужны и как применяются

Информация огромных объемов

Большие данные — это разнородная информация огромных объемов, собираемая из постоянного растущего набора источников. Этой информации так много, что ее нельзя обработать стандартными способами. Но с помощью специальных технологий такие данные можно использовать для решения бизнес-задач. Технологии обработки больших данных позволяют накапливать, хранить, анализировать информацию и получать ценные инсайты для бизнеса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работать с большими данными можно по-разному: если у компании хватает ресурсов, то они могут нанять команду инженеров, чтобы разработать собственную инфраструктуру для анализа и обработки. Но чаще всего компании пользуются готовыми инструментами — отдельными сервисами, например, для поиска оптимального маршрута, или комплексными решениями, которые, помимо учета данных и составления отчетов, помогают анализировать и большие данные. Например, в сервисе для управления логистикой есть функция поиска оптимальной ставки на конкретное направление перевозки, работающая на основе анализа ставок транспортных компаний, взятых из открытых источников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как анализ больших данных помогает в транспортной логистике

Планирование грузоперевозок. При организации перевозки не всегда легко оценить, насколько быстро машина доедет от склада А до склада Б — на скорость доставки влияют оперативная работа сотрудников склада, пробки на дорогах, состояние автомобиля, расположение автозаправок. Если анализировать совокупность этих факторов, получая данные из открытых источников, можно эффективно планировать маршруты и управлять работой складов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также сложности возникают на «последней миле» — водителю приходится заезжать во дворы, искать парковку, разворачиваться. На это тратится большое количество времени. Если компания проанализирует карты местности и, учитывая особенности дворов и подъездов, составит свои оптимальные маршруты на этапе «последней мили», то сможет быстрее доставлять грузы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мониторинг амортизации техники. Компании, которые не используют анализ больших данных, периодически замечают упущенную выгоду. Например, представители компании Caterpillar теряли до 18 млрд прибыли в год. Они смогли остановить потери, оснастив машины датчиками, которые собирали информацию о состоянии ключевых деталей, степени их износа. Это помогает вовремя отправлять технику на ремонт и техобслуживание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Минимизация рисков при перевозках. Если компания учитывает состояние техники и следит за погодными условиями и состоянием дорог, то может увеличивать безопасность перевозок. Например, крупнейшая железнодорожная компания США Union Pacific Railroad, проанализировав огромные массивы данных, снизила частоту схождения вагонов с рельсов до 75%. Компания собирала информацию с термометров, акустических и визуальных сенсоров, установленных на дне каждого локомотива, сведения о погодных условиях, состоянии тормозных систем, GPS-координаты составов. Это же можно применять и для любых видов перевозок, чтобы избежать выхода аварийных автомобилей на трассы — это поможет снизить вероятность порчи груза и сократить сроки доставки. К тому же можно отслеживать данные о собственниках транспортных средств, чтобы избежать мошенничества и хищения грузов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

BIG DATA в складской логистике

Поиски груза на складе. Если компания ставит на складах системы видеонаблюдения, а также датчики на каждую единицу груза, это дает возможность находить товар на складе и следить за ним на каждом этапе обработки. Так можно оптимизировать работу склада. Также информация о потоках товаров помогает определить сезонность и колебания спроса — например, мы знаем, что чаще всего в октябре товар отгружают в определенном направлении, значит можем освобождать под него место и находить больше машин.

Оптимизация упаковки. Одна из проблем на складе — это неоптимальное использование упаковки, которое затем мешает правильно загрузить контейнер или автомобиль. Если сканировать груз и фиксировать данные о весе и размерах товара, можно определять наилучший способ упаковки. Информация об одном грузе не позволит сделать надежные выводы, данные о миллионе товаров — помогут. Например, может оказаться, что использование пластиковых паллет не спасает жесткий груз от повреждений, но занимает много места.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Об отношениях с контрагентами

Рейтинги перевозчиков. Для того, чтобы усилить безопасность и эффективность перевозок, важно оценивать исполнителей — в том числе, с помощью анализа больших данных. Это помогает снизить вероятность кражи груза, позволяет пересмотреть или вовремя заменить перевозчиков. Если мы используем большое количество показателей от разных компаний и оцениваем информацию за продолжительный период времени, мы сможем принять оптимальное решение о том, с кем именно стоит заключать контракты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Информация о водителях. Многие компании составляют свои «черные списки» водителей, чтобы избегать непрофессионализма конечных исполнителей перевозки и любых конфликтов с клиентом. Также анализ информации помогает отследить водителей, которые часто меняют телефоны или указывают в разных сервисах несколько номеров паспортов — это сигнал к тому, что водитель или поставщик транспорта участвует в мошенничестве.

Рейтинги платежеспособности. Подобные рейтинги помогают транспортным компаниям избегать контрактов с грузовладельцами, у которых уже есть невыполненные обязательства перед другими перевозчиками.