Незолотое кольцо: 5 лучших архитектурных маршрутов по России
Кавказские Минеральные Воды
Курортный регион Кавказские Минеральные Воды – одна из моих любимейших дестинаций в России вообще. Тут тебе и горы, и чистый воздух, и минеральная вода, и терренкуры (лечебные тропы), и целебные грязи, и кавказская кухня. И что очень важно для меня – очень качественная и своеобразная архитектура.
Жить вам рекомендую в Кисловодске, в санатории имени Орджоникидзе, созданном в 1930-е годы мастерской Моисея Гинзбурга. Это, на мой взгляд, лучший образец советского ар-деко 1930-х годов и главная архитектурная достопримечательность КМВ. К несчастью или нет, но проживание в нем является единственной возможностью осмотреть этот шедевр. Кроме того, в Кисловодске вас поразит ансамбль Курортного бульвара: романтическая Нарзанная галерея работы Самуила Уптона, Нарзанные ванны – шедевр эклектики работы Андрея Клепинина, и Октябрьские ванны – еще одно яркое произведение ар-деко от Павла Еськова.
В Ессентуках надо непременно попасть на экскурсию в шедевр дореволюционной неоклассики – Грязелечебницу имени Семашко работы Евгения Шреттера. А в курортном парке вы найдете романтический бювет источника №17 Самуила Уптона и Здание механотерапии Иосифа Зелинского, которое также обязательно к посещению с экскурсией.
В Пятигорске вас встретит потрясающей красоты произведение «железной эклектики» – Лермонтовская галерея Стефана Шиллера. А напротив нее вы найдете одно из самых ярких произведений советского модернизма в регионе – Центральную питьевую галерею архитекторов «Ставропольгражданпроекта» Цветкова и Скиданова, украшенную керамическими барельефами и мозаиками.
В Железноводске вы найдете родную сестру Лермонтовской галереи – Пушкинскую, все тот же ажурный металл и витражи. И тут же, в Курортном парке, располагается еще один шедевр ар-деко от Павла Еськова – Смирновский бювет. В общем, как вы поняли, тут тьма интересного!
Организационные моменты:
- Каждый город требует для осмотра минимум одного дня, а на Кисловодск и Пятигорск я рекомендую все же выделить по два.
- Посещать города стоит радиальными маршрутами – например, из Кисловодска, как я рекомендовал вам выше. Время езды до любого из них составит не более часа.
- Перемещаться можно на автобусе или электричке, да и такси при таких расстояниях выйдет не дорого.
Крепости Северо-Запада
Этот маршрут понравится любителям Средневековья, фортификации и храмового зодчества. Впрочем, с природой тут тоже все в порядке – проедем через Чудское, Ильмень и Ладожское озера.
Из Петербурга поезжайте в Копорье, чтобы увидеть крепость 14-16-го веков, к сожалению, постепенно превращающуюся в руину. Далее по той же трассе ваш путь будет лежать в Ивангород, многослойную крепость со сложной историей, которую строили и греки, и итальянцы, и русские мастера. Со стен Ивангорода вы увидите и крепость Нарву, расположенную на другом берегу одноименной реки. По дороге во Псков стоит заглянуть в город Гдов, где сохранились лишь фрагменты крепостной стены, но все же этот объект дополнит ваше представление об оборонительном поясе Псковской республики.
Наконец, вы во Пскове. Тут раздолье для любителя крепостного зодчества: можно и Кром тщательно изучить, и фрагменты Среднего города найти, и прогуляться вдоль стен Окольного города. Разумеется, в городе есть еще множество потрясающих церквей XIII-XVI веков с их особенной архитектурой, не похожей на храмы центральной России. Совсем рядом со Псковом расположена еще одна крепость – Изборск.
По дороге на Великий Новгород рекомендую вам заехать в Остров, где сохранилось два стальных висячих моста середины XIX века. Это уникальные объекты инженерного наследия не только в масштабах России, но и всей Европы. Далее на вашем пути будет Порхов – крепость, принадлежавшая Новгородской республике. Сам Великий Новгород предлагает множество точек интереса: это и Кремль и сохранившиеся башни Среднего города, и древнейшие в нашей стране храмы с сохранившимися средневековыми фресками, и городская застройка советского периода (вокзал, Драматический театр).
Из Великого Новгорода можно отправиться обратно в Петербург или Москву, но, если вы выделите на поездку побольше времени, можно сделать небольшую петлю и побывать в Старой Ладоге и Шлиссельбурге. По дороге к Старой Ладоге надо остановится у Волховской гидроэлектростанции – первенца плана Государственной электрификации страны. Очень эффектное зрелище – потоки воды, мчащиеся из водосброса. А Шлиссельбургская крепость уникальна тем, что расположена на острове, и идти до нее надо будет на пароме.
Организационные моменты:
- Рекомендую в первый день заночевать во Пскове, второй и третий день выделить на осмотр города, Изборска и Псково-Печерской лавры; в четвертый день заночевать в Новгороде, выделить на него и окрестные храмы пятый и шестой дни; а в седьмой день через Ладогу и Шлиссельбург вернуться в Санкт-Петербург.
- Огромное удобство этого маршрута в том, что переезды между всеми городами составляют около полутора часов (и только от Новгорода до Старой Ладоги придется ехать три-четыре). Но, увы – именно этот маршрут удастся освоить только на личном транспорте.
- Впрочем, на общественном транспорте все эти города тоже можно посетить, если путешествовать радиалками из Санкт-Петербурга.
Екатеринбург и горные заводы
Екатеринбург – большой город с богатой историей, и его в двух словах не опишешь. И все-таки главный архитектурный бренд здесь – это советский авангард. Поскольку Свердловск был в значительной степени реконструирован в 1920-1930-е годы, авангард здесь является, если можно так сказать, «градообразующей» архитектурой. Он не разбросан по бывшим окраинным районам да по переулкам, как в Москве или Петербурге, а встает широким фронтом прямо на центральных улицах: Ленина, Малышева, 8 Марта, Челюскинцев, и в значительной степени формирует облик района Уралмаш. Так что если вы любите конструктивизм – Екатеринбург для вас обязателен к тщательному изучению. Кроме внешнего осмотра зданий, стоит посетить музейные пространства в памятниках авангарда – Белую башню на Уралмаше и Музей «Ячейка F» в доме Уралоблсовета на Малышева.
Но главная архитектурно-инженерная ассоциация с Уралом в целом – это горные заводы. Поэтому из Екатеринбурга стоит отправиться в Невьянск – город, где был основан один из двух самых первых на Урале заводов. Главная достопримечательность города – Невьянская башня – является уникальным образцом петровской архитектуры.
Отсюда ваш путь будет лежать в Нижний Тагил. Путешествие стоит запланировать в летнее время, чтобы суметь попасть на Демидовский завод – самый хорошо сохранившийся исторический горный завод на Урале, с цехами от XVIII века до начала XX и историческим оборудованием вроде дореволюционных доменных печей и мостовых кранов. Очень интересен здешний классицизм – от демидовского (бывшее заводоуправление, а ныне Краеведческий музей с прелюбопытнейшей экспозицией) до сталинского (Дворец культуры металлургов с хорошо сохранившимися интерьерами 1950-х).
В Кушву стоит заехать, чтобы увидеть огромный карьер в горе Благодать. А в Верхотурье завода не было, но это древнейший город области, с XVI века стороживший дорогу в Сибирь. Тут вы найдете потрясающий ансамбль Кремля и барочного Троицкого собора.
Организационные моменты:
- Разумеется, на каждый город стоит выделить минимум один день.
- Все они лежат на Уральской горнозаводской дороге, построенной еще в 1870-е годы (а это значит, что сами вокзалы станут вашими объектами интереса). Между городами ходит комфортная «Ласточка», переезды составят не более полутора часов.
- В Нижнем Тагиле много вариантов ночевок на любой вкус. В Кушве и Верхотурье все сложно, но красота требует жертв.
Вологодчина – легендарный Русский север
Русский север огромен и разнообразен. Тут и деревянное зодчество Каргополья, и Пошехонье, и поселения вдоль Мезени и Пинеги, и Кенозеро, и Малые Корелы. Но первое знакомство любителя архитектуры с этим краем, на мой взгляд, должно происходить по маршруту от Вологды до Сольвычегодска.
Сама Вологда прежде всего интересна своими городскими деревянными постройками, следующими архитектурной моде: от классицизма до модерна. Отсюда стоит съездить в Кириллов – к Кирилло-Белозерскому монастырю-крепости и Ферапонтову монастырю с прекрасно сохранившимися фресками Дионисия.
Далее отправляйтесь на север. Очень необычное храмовое зодчество вы встретите в Тотьме. Поскольку тотемцы были искусными корабелами, они строили легкие храмы-корабли с интересными картушами, напоминающими украшения морских карт. В Великом Устюге храмы отсылают нас к русскому барокко, но формируют его особый, северный, строгий вариант. А в Сольвычегодске все иначе – тут была вотчина Строгановых, и их барокко пышный, нарядный, даже московскому даст фору.
В Сольвычегодске меня посетило ощущение, как будто бы я на машине времени попал в XVIII век. В городе практически нет зданий выше двух этажей, храмы и колокольни видны отовсюду, а главными элементами городского пейзажа являются огромная долина Вычегды и подступающий со всех сторон лес. На русский север нужно ехать хотя бы за этим ощущением.
Организационные моменты:
- На каждый город рекомендую выделить минимум по одному дню и в каждом из них предусмотреть ночевки.
- Перемещения между городами займут три-четыре часа.
- Если у вас нет личного автомобиля, освоить этот маршрут можно на междугородних автобусах.
Карельский перешеек: финская архитектура в России
Как вы, наверное, знаете, территория Карельского перешейка принадлежала когда-то Великому княжеству Финляндскому (входившему в состав Российской империи), а после 1917 года – Республике Финляндия. Долго ли, коротко ли, но часть финского архитектурного наследия досталась нам, и надо с этим что-то делать. Например, изучать в рамках наших путешествий!
Наиболее интересный и раскрученный город на перешейке – это, конечно же, Выборг. Архитектурная фактура здесь крайне разнообразна: от шведской крепости XV-XVI веков и пейзажного парка «Монрепо» до финского национального романтизма и модернизма (самым известным представителем которого является библиотека работы Алвара Аалто).
Гораздо менее известна Сортавала. Между тем и в этом городе много романтизма и модернизма, созданного главным архитектором города Уно Ульберг (много его работ можно найти и в Выборге).
А между этими городами можно заехать в совсем еще малоизвестные города и поселки, где сохранились романтические кирхи работы Йозефа Стенбека: Зеленогорск (Церковь Преображения Господня), Приморск (Церковь Святой Марии Магдалены) и Мельниково (Ряйсяльская кирха). В Приозерске можно увидеть еще одну шведскую крепость и хорошую средовую романтическую архитектуру.
Организационные моменты:
- Переезды между этими городами и поселками будут составлять от получаса до полутора часов.
- Ночевать надо будет, ясное дело, в Выборге и Сортавале.
- В указанном порядке этот маршрут можно будет освоить только на личном транспорте. Впрочем, на общественном транспорте можно добраться через Зеленогорск и Приморск до Выборга, а оттуда ехать на поезде в Сортавалу. В Приозерск придется съездить отдельно на электричке из Петербурга.
Автор: Айрат Багаутдинов, «Москва глазами инженера»
Историк архитектуры и автор проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов рассказывает о своих любимых архитектурных маршрутах по России. Сохраняйте в закладки – и путешествуйте по своей стране чаще!