Какими будут дороги в 2030-х годах: 10 тенденций на заметку водителям
Агрессивное развитие инфраструктуры
Так называется один из проектов социально-экономического развития России до 2030 года, который включает план по модернизации дорожной сети. Руководство разработано экспертной группой во главе с заместителем председателя правительства России Маратом Хуснуллиным. Если все пойдет по плану, то к концу десятилетия у нас появятся высокоскоростные магистрали, которые свяжут разные регионы страны, а также мы сможем быстро и с комфортом передвигаться внутри городов. Что для этого предлагается сделать?
Мегапроекты
В настоящее время далеко не все населенные пункты связаны между собой, менее 10 000 километров дорог имеют четыре и более полосы, развитие транспорта не соответствует реальным нуждам застройки, а путь занимает слишком много времени. Эти проблемы будут решаться в ходе реализации проекта. Предполагается, что уже к 2024 году из Санкт-Петербурга в Екатеринбург можно будет добраться за 17 с половиной часов (вместо 30 часов), из Москвы в Казань — за 6 с половиной часов (вместо 12 часов), а из Краснодара в Уфу — за 12 часов (вместо 24 часов). К 2030 году время поездки между любыми столицами регионов будет занимать не более 12 часов, а между соседними — не более 4 часов.
Мобильный город
Что касается городского движения, то здесь могут быть построены транспортные системы мирового уровня. По статистике, около 70% людей не удовлетворены качеством работы общественного транспорта. В городах будут повсеместно внедряться интеллектуальные транспортные системы с приоритетом общественного транспорта, выстраиваться оптимальные маршруты, вводиться безопасные, комфортные и экологичные транспортные средства. К 2030 году время пути от работы до дома у многих жителей России должно сократиться на 15%, также на 15% увеличится число тех, кто будет регулярно пользоваться общественным транспортом по сравнению с 2021 годом, а воздух станет чище.
Проекты будут финансироваться как государством, так и частными компаниями с привлечением средств Фонда национального благосостояния.
По дороге в Китай
Сегодня большое внимание уделяется строительству скоростной автомагистрали Европа – Западный Китай. Это глобальный национальный проект, который призван не только уменьшить время в пути перевозчикам грузов, но и стимулировать развитие регионов России. Магистраль прорежет Московскую, Нижегородскую, Владимирскую Ульяновскую, Самарскую области, Чувашию, Мордовию и Татарстан; ее протяженность на территории нашей страны — 2300 километров.
М-11 «Нева»
На сегодняшний день полностью завершено строительство М-11 «Нева». Это скоростная трасса между Санкт-Петербургом и Москвой. Она стала платным дублером М-10 «Россия».
М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань
Ускоренными темпами по указу президента возводится платная скоростная трасса Москва – Нижний Новгород – Казань, которая получит индекс М-12. Новая дорога соединит четыре из восьми крупнейших агломераций нашей страны: Московскую, Казанскую, Самарско-Тольяттинскую и Нижегородскую. По словам Председателя Правительства РФ М. Мишустина, это поможет поддержать ведущие отрасли экономики.
Затем предполагается строительство участков Казань – Оренбург и Оренбург – Сагарчин.
Центральная кольцевая дорога. ЦКАД — также важнейший участок магистрали Европа – Западный Китай. Это преимущественно платная дорога. ЦКАД — первая цифровая магистраль России. Она, например, может сама «брать» оплату за проезд (free-flow), предупреждать водителя о пробке или надвигающейся непогоде. Это возможно благодаря тому, что дорога оснащена детекторами, видеокамерами, метеостанциями, которые образуют умную систему.
Обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу
Строительство этой дороги позволит модернизировать важный участок международного маршрута Европа – Западный Китай, считает президент России Владимир Путин. Проект поможет разгрузить плотину Жигулевской ГЭС, а также вдвое уменьшить время, которое сегодня водители затрачивают на дорогу Москва – Самара, положительно скажется на экономическом развитии Тольятти.
Государственно-частное партнерство
Ключевые дороги строятся на основании государственно-частного партнерства. Это позволяет реализовывать сложные проекты, которые требуют значительных финансовых затрат, с привлечением частного капитала. Примером успешного государственно-частного партнерства может служить участие группы компаний «Автобан» в строительстве и цифровой поддержке важных федеральных инфраструктурных транспортных объектов. Сейчас компания готовится начать строительство обхода Тольятти с мостом через Волгу.
Скоростные тоннели и подземные автомагистрали
Автотранспортный тоннель длиной до нескольких километров — не редкость для современного мегаполиса. Тоннели дублируют основные дороги и помогают успокоить трафик. Также иногда тоннели — единственный способ преодоления природных препятствий. Самый длинный автомобильный тоннель Москвы — Лефортовский протяженностью 3,24 километра, а один из самых необычных тоннелей в мире — сооруженный компанией Илона Маска скоростной тоннель под Лас-Вегасом. По задумке, подземная система Маска позволит передвигаться на электромобилях со скоростью до 240 км/ч.
В будущем у нас может появиться развитая сеть подземных автомагистралей. Это, возможно, решит проблему пробок в крупных городах. Подземные дороги пройдут через центральные районы мегаполисов. Такая трасса должна вписаться в городскую инфраструктуру, которая состоит из автостоянок, гаражей, вокзалов. Подземные автомагистрали могут как дублировать наземные, так и проходить по другому маршруту.
Чем нам могут быть полезны подземные дороги? Прежде всего, они уменьшат время в пути, будут способствовать повышению безопасности движения и сокращению пробок. Кроме того, подземные магистрали улучшат экологию за счет уменьшения вредных выбросов в атмосферу, а водителям позволят значительно сэкономить на бензине до тех пор, пока мы массово не пересядем на электромобили. Облик города также выиграет, а качество городской среды повысится.
Почему же мы не спешим строить подземные автодороги? Это прежде всего объясняется высокой стоимостью проектов и значительными сложностями, связанными с их сооружением.
Единое цифровое пространство будущего
Уже сегодня дороги начинают стоить по новым цифровым стандартам. В дальнейшем ожидается повсеместный переход к BIM-технологиям. Building Information Modeling в дорожно-транспортной отрасли — это информационное моделирование, при помощи которого создаются цифровые двойники дорог. Примечательно, что цифровой двойник используется на протяжении всей жизни магистрали — от проектирования и строительства до времени эксплуатации. Информационное моделирование увеличивает рентабельность любого проекта, позволяет оптимизировать финансовые и временные затраты на строительство и обслуживание инфраструктуры. Умные дороги помогают бороться с пробками, повышают безопасность и комфорт движения. Цифровые дороги создадут основу для внедрения беспилотного транспорта.
В скором времени участники отрасли будут работать в едином диджитал-пространстве, что позволит оптимизировать все процессы, получить доступ к документации и ускорить процесс цифровизации.
Проект такой системы будет разработан компанией «Автобан» совместно с крупными отраслевыми игроками, такими как «Дороги и мосты». В консорциум по созданию платформы также войдет технологический партнёр, ведущая компания по созданию BIM технологий на российском рынке «Айбим». Новая IT-платформа на основе BIM-технологии поможет уменьшить издержки и сократить время строительства дорог, а после ввода объекта в эксплуатацию будет аккумулировать всю необходимую информацию о его состоянии.
Для того чтобы в будущем мы ездили по скоростным и безопасным дорогам, необходима консолидация до стороны государства, в том числе и в плане законодательной базы, и частных компаний, что начинает реализовываться уже сегодня.