Распил: на что обращать внимание при выборе цепной пилы
Коротко об устройстве
Не говорите, что вы и так всё знаете: повторить теорию лишним не будет. Итак, цепная пила состоит из нескольких основных узлов. Главный из них какой? Правильно, силовая установка. Она может быть как бензиновым двухтактным двигателем, так и электромотором.
Приводной механизм от силовой установки передает крутящий момент на замкнутую цепь (ту самую, которая пилит), перемещающуюся по направляющей шине. Система смазки, состоящая из бачка с вязким маслом и насоса с небольшой подачей, при этом снижает трение и предотвращает перегрев цепи и шины.
Дабы обеспечить соответствующий уровень безопасности при работе, инженеры оснастили цепные пилы аварийным тормозом: этот механизм при необходимости моментально останавливает вращающуюся цепь. Бывает контактный, когда при резком движении рука пильщика давит на специальный упор, останавливающий цепь, и инерционный, срабатывающий при резком ударе в шину.
Фронт работ
Каждой задаче соответствует своя техника – профессиональная или любительская. Пилить сучки деревьев раз в полгода на садовом участке большой и тяжелой профессиональной пилой так же неправильно, как и устройством начального уровня шинковать толстенные бревна или валить лес.
Если ваши задачи ограничиваются обрезкой деревьев на даче, распилом небольших бревен для дров или постройкой летнего патио, то для таких задач подойдет компактная пила начального уровня. В линейке шведской компании Husqvarna есть бензиновая модель 130. Легкий (4,7 кг), но весьма мощный агрегат, выдающий 2,4 кВт при рабочем объеме двигателя в 50,2 см³ и с максимальным крутящим моментом 1,84 Нм.
Бензопила Husqvarna 450e ll куда серьезнее. При том же объеме двигателя она выдает уже 2,4 кВт номинальной мощности, а максимальный момент равен 2,6 Нм. Солидный аппарат для требовательных пользователей.
Бензин
Классическими цепными пилами считаются агрегаты с двухтактным бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Их запуск осуществляется ручным шнуровым стартером. Они высокопроизводительны и абсолютно автономны – только топливо подливай. Если вы не заморачиваетесь на тему экологичности, планируете работать вдали от электричества и у вас в хозяйстве есть другая техника с ДВС, то ваш выбор – бензиновая цепная пила.
Бывают еще пилы, работающие от сжатого воздуха, гидравлического усилия и даже пара, но это уже экзотика.
Есть одно «но». Как и двигатель вашего автомобиля, двухтактник пилы тоже требует обслуживания. Чистить карбюратор, периодически менять воздушный фильтр и свечу зажигания, а также готовить специальную топливную смесь для работы – неотъемлемые работы по обслуживанию бензопилы.
Да, у современных пил вроде Husqvarna 450e ll есть ряд технических особенностей, облегчающих обслуживание. К примеру, центробежная система очистки Air Injection, которая снижает износ и увеличивает промежутки между чистками воздушного фильтра, или технология двигателя X-Torq, которая экономит потребление топлива во время работы и снижает количество выхлопов. Тем не менее все это не отменяет регулярного техобслуживания.
Аккумулятор
Аккумуляторные пилы не становились бы все популярнее, не будь у них своих преимуществ. Начнем с того, что работать электропилой можно в закрытых помещениях. Ни в коем случае не пробуйте в гараже что-то распилить бензопилой, если не хотите отравиться угарным газом. Хоть X-Torq и настроен в соответствии с самыми современными требованиями по безопасности окружающей среды, но двухтактный двигатель внутреннего сгорания все равно не предназначен для работы в помещении.
Не стоит забывать про уровень шума и вибрацию. Разумеется, аккумуляторные пилы тише: модель Husqvarna 120i выдает 101 дБ, а старшая Husqvarna 535i XP – 106 дБ. При этом бензиновая 130-я куда «голосистее» – 116 дБ. Даже у младших моделей цепных пил Husqvarna есть антивибрационная система LowVib с демпферами, которые защищают руки и кисти пользователя от тряски, тем не менее модели с ДВС по понятным причинам более вибронагруженные.
Да, возиться с карбюратором и прочими фильтрами вы не будете, но не подумайте, что аккумуляторные пилы совсем не требуют обслуживания. Вам все равно придется регулярно подливать масло в систему смазки цепи и, разумеется, заряжать аккумулятор. Стоит отметить, что литий-ионная батарея на 36В предназначена для профессионального использования в течение длительного времени. Она подходит ко всем портативным аккумуляторным инструментам Husqvarna. И что важно: как заявляют в компании, вы можете работать на одной зарядке столько же, сколько и на одном баке бензина.
Длина шины
Один из основных показателей цепных пил – размер рабочего полотна. Тут следует исходить из своих потребностей, так как чем длиннее пильная шина, тем сложнее ею манипулировать. Для бытовых нужд оптимальным будет значение от 30 до 40 см. Если коротко, то это значит, что пила сможет разделать бревно соответствующего диаметра. Стоит отметить, что для профессионального использования можно найти агрегат с шиной длиной до полуметра, но, опять же, это экзотика.
Самое толстое дерево в мире растет в мексиканском городке Санта-Мария-дель-Туле. Это древний кипарис, диаметр ствола которого составляет 14 метров.
У бензопилы начального уровня Husqvarna 130 рекомендованная максимальная длина пильной шины – 40 см. Модель 450e ll способна работать с шиной длиной до 50 см. Аккумуляторные 120i и 535i XP рассчитаны на максимальную длину шины в 35 см.
Натяжитель цепи
Один из важных моментов регулярного обслуживания пилы, о котором следует сказать отдельно, – регулировка натяжения самой цепи. Если процедура пройдена неправильно или несвоевременно, это скажется на сроке службы режущей гарнитуры да и всего устройства в целом. Работать с сильно провисшей цепью категорически недопустимо: «прыгая», она может разбить шину и вывести из строя приводной механизм. Это в лучшем случае. В худшем – вывести из строя оператора.
Не пугайтесь, цепь на пиле ослабевает постоянно, и тому есть ряд объяснений. При нагрузках пластинчатые элементы всей цепи могут растягиваться, износ также влияет на увеличение длины цепи, плюс металл при расширении опять же увеличивается.
У пил Husqvarna 130 и 535i XP регулировка производится по классике – помощью специального ключа. Модели 450e ll 120i оснащены бесключевым механизмом регулировки, то есть натяжение цепи, сборка шины и цепи производится без каких-либо инструментов.
Вы не поверите, но впервые режущая цепь появилась в 1830 году на остеотоме – инструменте для... хирургов.