Аэротакси, воздушная доставка, летающий мотоцикл: лучшие БПЛА от российских компаний
Рынок летающих камер
Первые модели электрических мультикоптеров появились на рынке в начале 2000-х. Китайская компания DJI была основана в 2006 году и до 2010 насчитывала всего несколько десятков человек, а количество проданных дронов едва доходило до нескольких десятков в год. Сейчас компания занимает более 70% рынка лёгких дронов (до 30 кг). В 2010 году Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) ошибочно предполагало, что к 2020 году в мирных целях будет использоваться порядка 15 тысяч дронов. На деле, в 2020 году в мире было продано более 3 млн гражданских дронов против нескольких сотен военных систем.Внезапно оказалось, что существует потребительский рынок «летающих камер», на котором китайские производители оказались лидерами, благодаря лёгкости управления, возможности летать «из коробки». Другими факторами становления гражданской индустрии БАС стало появление относительно ёмких и лёгких аккумуляторов, а также доступных и дешёвых систем управления. Они помогли реализации мультикоптерной схемы дронов, которые проигрывают традиционным вертолётам в энергоэффективности, но выигрывают в конструктивной простоте и стоимости.
В итоге, на потребительском рынке не так много компаний, способных бросить вызов DJI – на этот рынок втиснуться стало почти нереально. Не получилось, например, даже у компании GoPro. В России можно отметить компанию Copter Express, которая реализовала проект дрона «Клевер» для использования в школах и вузах, в рамках чемпионата Worldskills. Конечно, вопрос, насколько образовательный рынок близок к потребительскому, но пока в России разработки Copter Express – ближе всего к тому, что создаёт DJI.Российским компаниям сложно конкурировать за место под солнцем на рынке потребительских дронов по ряду причин. Речь прежде всего о доступе к капиталу и способности создать аналог Phantom и Mavic по конкурентоспособной цене, не уступая в технологичности и простоте использования. Получается, что российским компаниям остаётся работать либо с государственным рынком, либо заниматься профессиональным применением БАС.
Где еще применяются дроны
Самым очевидным применением для дронов по-прежнему остаётся мониторинг различного рода. Передовыми частными компаниями в России в этой сфере являются «Геоскан» и «Финко». Помимо них, стоит отметить такие стартапы, как «Аэроб», «Аэроксо», «Съёмка с воздуха», FIXAR. Последние интересны за счёт аэродинамической схемы, совмещающей вертикальные взлет, посадку и полет на дальние дистанции с возможностью длительного зависания.
Можно отметить, что многие российские игроки, так или иначе, стремятся к экспансии на зарубежный рынок – у «Аэроба» был заход на индийский рынок, а «Геоскан» осуществляет поставки в 12 стран мира.
Если смотреть по рыночным вертикалям, то ряд аналитиков обещает наибольший рост применения дронов в мониторинге строек. Здесь наиболее интересен SAREX. Команда стартапа разрабатывает SaaS-решение, позволяющее создать цифровой двойник стройки на основе лазерного сканирования и фотограмметрии с дронов.
Для строек предназначен и HIVE – решение для автономного обслуживания дронов от компании «Дронопорт». Оно уже используется на практике для мониторинга стройки Московского медицинского кластера в «Сколково».Следующий по объёму и темпам роста рынок для гражданских дронов – сельское хозяйство, на который целятся почти все разработчики беспилотных воздушных судов (БВС). Спектр применения в этой отрасли – от мониторинга состояния полей до сельхоз авиации. На МАКС 2021 компания «Индустриальные Дроны» подписала соглашение с «Государственной транспортной лизинговой компанией» (ГТЛК) и компанией BirdView Drone BioControl из Бразилии о поставке десятков летательных аппаратов в лизинг для сельскохозяйственных работ в Южную Америку.
Для целей поиска и спасения интересно решение от компании «Съёмки с воздуха». В 2020 году разработка успешно прошла тестирование в Карском море. Дрон, эксплуатируемый с ледокола, может садиться на воду, использоваться в качестве спасательного средства или сбрасывать маячки для маркировки айсбергов.
Есть совсем оригинальные решения. Например, компании «Курсир» и «ЦУРУ» создали комплекс для калибровки навигационных приборов в аэропортах на основе дрона. Он позволяет заменить дорогостоящий самолёт-лабораторию. Тестирование разработки успешно прошло в Ульяновске, Беларуси, Армении и Южной Америке.Ещё одно оригинальное решение от UVL Robotics. Компания первой в мире предложила сервис для проведения складской инвентаризации с использованием дронов. Это решение кардинально сокращает время на работу и повышает точность учета запасов. Kimberly-Clark Russia с помощью складских дронов смогла сократить время инвентаризации с трех дней до одного и увеличить безопасность за счёт отсутствия необходимости работ на высоте.
Также UVL Robotics активно идёт на сложный, но многообещающий рынок беспилотной воздушной доставки, и сейчас реализует пилотный проект в Омане. Но здесь технологии упираются в несовершенство инфраструктуры для обеспечения полётов: для реализации полноценных бизнес-кейсов по воздушной доставке необходима интеграция беспилотных и пилотируемых систем в едином воздушном пространстве, обеспечивающая безопасный воздушный траффик. Только так применение дронов для грузоперевозок сможет вырасти из стадии единичных экспериментов в масштабируемый бизнес. Близко к созданию прототипа такой системы подошла компания «АСТРА», реализующая проект по созданию системы управления беспилотным воздушным траффиком.
Помимо этого, нужна и наземная инфраструктура – дронопорты и дрономаты. Помимо HIVE, прототипы таких решений, позволяющих осуществлять обслуживание беспилотника и логистику груза, существуют у Copter Express и Drone Solutions.Самым сложным направлением беспилотной воздушной доставки являются воздушные пассажироперевозки. О планах по созданию аппаратов, способных осуществлять городские воздушные перевозки, заявляли Flyka (Авиановации), Aeroxo, Hover. Компания Aeroxo, кстати, ведёт проект по созданию «летающего мотоцикла».
Наиболее известным в России проектом по созданию «аэротакси» является Hover с их двухместным летающим автомобилем, прототип которого с начала 2021 года проходит тестовые полёты в замкнутых помещениях. Проводить тестовые полёты столь тяжёлых дронов на открытом воздухе, а особенно в релевантной для такого аппарата городской среде, согласно текущему законодательству довольно сложно, не говоря уже о полноценных пассажирских коммерческих перелётах. Кроме того, пока просто нет правовой базы для сертификации аппаратов, где пилот находится вне воздушного судна, а также не ясно, как под них масштабировать требования, предъявляемые к гражданским авиаперевозкам большой авиации.
По сути, перед профессиональным сообществом стоит задача обеспечить рост рынка городской воздушной мобильности и доставки с тем же уровнем безопасности, что сегодня есть в авиации.
Помимо компаний, непосредственно строящих дроны, можно выделить ещё много ниш, в которых работают российские бизнесы – от сервисов с использованием БАС до продуктов с использованием данных с БПЛА и созданием инфраструктуры для обеспечения полётов беспилотников.