Скорей на Марс!: Куда нам плыть?

Высадка пилотируемой экспедиции на Марсе для нас важнее построения обитаемой базы на Луне. К такому выводу пришли российские ученые, обсудив все детали проектов на недавнем форуме.
Скорей на Марс!: Куда нам плыть?

Пилотируемая экспедиция на Марс — последний реальный шанс для нашей страны вернуть себе лидирующие позиции в космической отрасли. «Времени для того, чтобы подготовиться к полету на Марс, очень мало. Начинать готовиться нужно уже сейчас», — заявил в начале января первый заместитель директора Института медико-биологических проблем (ИМБП), академик РАМН Виктор Баранов. По его мнению, к моменту организации пилотируемого полета наука и медицина уйдут вперед, но принципы медицинского обеспечения, критерии отбора космонавтов, которые отправятся на Марс, должны быть заложены уже сейчас. Баранов подчеркнул, что именно сейчас наступило самое благоприятное время для начала разработки концепции полета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов придерживается другой точки зрения. По его мнению, российская пилотируемая экспедиция на Марс может состояться лишь после 2035 года: «В наших программах полета на Марс на сегодняшний день нет», — заявил он. В обозримой перспективе глава Роскосмоса видит наиболее целесообразным создание лунной базы — в рамках международного сотрудничества, прежде всего с американцами.

Напомним, что ранее, в январе 2004 г. функционеры NASA заявляли, что полет на Луну к 2020-му — это ступень к Марсу. Логичен ли такой путь: через Луну — к Марсу? Или России стоит сразу нацелить свою космическую программу на марсианский проект? Разобраться в этом вопросе попытались участники круглого стола, который был организован редакцией «Независимой газеты» и Институтом космических исследований (ИКИ) РАН. В рамках этого мероприятия ученые высказали множество мнений и рассмотрели возможные варианты полета на Марс или Луну. Мы приводим наиболее интересные из них.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Леонид Горшков, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник РКК «Энергия», заявил, что есть несколько мифов по использованию Луны в пилотируемых программах. «Первый миф родился в космической программе Буша-младшего: использовать Луну для полета на Марс. Это — техническая бессмыслица. (...) Второй миф: Мы, мол, можем на Землю привезти много полезного с Луны. Слишком дорого что-то возить на Землю с Луны. На Луне нужно добывать то, что можно будет использовать на самой Луне. (...) Все этапы экспедиции полета человека на Марс будут отрабатываться на Земле, около Земли, в верхних слоях ее атмосферы. И — обязательно — последний этап отработки марсианской экспедиции будет проводиться в реальных марсианских условиях. И Луна здесь совершенно ни при чем, там совсем другие условия», — утверждает профессор. Он также заметил, что научное сообщество США уже несколько десятилетий последовательно готовится к осуществлению пилотируемой экспедиции на Марс с высадкой на его поверхность. Марс остается в научно-инженерной среде номером один.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Распространено мнение, что после кратковременных полетов на Луну следующим этапом будет создание лунных баз для длительной работы человека. Вот для такого развития программы сегодня нет никаких оснований. И в этом контексте пилотируемые полеты на Луну выглядят тупиковым направлением. По расходам и по сложности лунные базы соизмеримы с полетом человека на Марс. И без достаточных оснований никто не пойдет на их создание», — подчеркнул Леонид. Он заявил, что Марс — это совсем другое. Во-первых, это — планета, не луна. Планета с огромным полем для исследований, в том числе с помощью пилотируемых экспедиций. Во-вторых, Марс — единственная планета Солнечной системы, перспективная для поселений землян в будущем. Поэтому все усилия в направлении изучения Марса человеком чрезвычайно перспективны. Леонид Горшков также отметил, что существует некоторая психологическая проблема у лунной программы: другие будут строить лунные базы, «колонизируют» Луну, а мы будем на это только смотреть. «С другой стороны, создавать дорогие программы только потому, что другие их делают, — совсем уж неразумно. Но, во-первых, мы не будем только смотреть на чужие лунные базы, а будем разрабатывать полет человека на Марс и проводить исследование Луны автоматами. И, во-вторых, я уверен, никто и не будет строить лунные базы. Для того чтобы создавать проекты такой сложности, нужны хоть какие-то обоснования, надо ответить на вопрос: зачем нужно длительное проживание людей на поверхности Луны? А таких обоснований просто нет», заявил Леонид Горшков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другую точку зрения высказал Максим Мартынов, главный специалист Центра планетных исследований НПО имени Лавочкина: «Главная изюминка проекта не в том, чтобы долететь до Луны, а в том, чтобы сесть на ее поверхность. И поэтому Россия будет обладать эксклюзивными научными данными. Долететь-то нет проблем. Быть извозчиком — это доходно, но не очень престижно».

Руслан Кузьмин, старший научный сотрудник Института геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) РАН и ИКИ РАН: «Действительно, есть много нерешенных фундаментальных научных задач, касающихся происхождения и свойств Луны. И наше великое достижение — создание аппаратов, способных перемещаться на огромные расстояния по поверхности Луны, работоспособных в течение многих месяцев. К сожалению, в то время у нас была слабее научная нагрузка на эти проекты. То есть это был, в большей мере, военный, технический эксперимент; наука была падчерицей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лев Зеленый, член-корреспондент РАН, директор ИКИ РАН, также высказал свое мнение на этот счет. Он уверен, что надо разделять составляющие: «Первая — это наука. В НПО Лавочкина и в Академии наук уже начали размышлять над проблемой доставки грунта с Марса. Опыт марсианских экспедиций поможет найти ответы и на другие вопросы, связанные с изучением Солнечной системы. Но есть и политическая составляющая, которая всегда присутствовала в космических исследованиях. Китай летит на Марс и на Луну не для того, чтобы что-то оттуда привезти. Наверное, если наш астронавт тоже высадится на Луне, это будет неплохо. Но может ли высадка на Луне стать достойной политической задачей именно для нашей страны? Марс — последний реальный шанс России опять завоевать лидирующие позиции в космической отрасли. Конечно, это задача и политическая. Затраты на марсианскую программу, конечно, будут выше, чем при полете на Луну. Но выше в полтора-два раза, а не на порядки».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лев Зеленый также обрисовал свое видение полета на Марс: «В первом приближении, начало программы видится так: на марсианской орбите работает пилотируемая научная станция, на поверхности планеты работают роверы; атмосфера исследуется метеорологическими станциями и космонавты с орбиты участвуют в управлении всеми этими аппаратами. То есть, это комплексная пилотируемая экспедиция — автоматы и люди взаимно дополняют друг друга».

Таким образом, ученые сошлись во мнении, что стоит забыть о пилотируемом полете на Луну, исследовать ее автоматами и сосредоточить все ресурсы на организации пилотируемого полета к марсианской орбите, а в последующем — и высадке человека на Марс. По некоторым сообщениям, реализацию этого масштабного проекта Россия будет вести вместе с Китаем («Красный Марс»). Как бы то ни было, мы вовремя расскажем обо всем, что происходит вокруг полета к Красной планете — на сайте специального проекта ПМ «Наш Марс».