Космический эфир. Как снимают в космосе
Киноаппаратура летала в космос практически с первых дней становления космонавтики. 19 августа 1960 года с космодрома Байконур стартовал второй корабль-спутник. Внутри герметичной капсулы корабля находились знаменитые собаки Белка и Стрелка, несколько десятков мышей, две крысы, насекомые, растения и семена. Весь этот «зоопарк» пробыл в космосе 25 часов и вернулся на Землю.
Одним из критериев отбора собак, а для них проводился настоящий кастинг, был их окрас. В те времена чёрно-белое телевидение могло сыграть плохую службу — тёмные объекты на тёмном фоне были неразличимы. Поэтому надо было отобрать светлых собак, чтобы на кадрах хорошо были видны четвероногие космонавты.
Дело в том, что в полёте Белки и Стрелки впервые использовали телевизионное наблюдение. Видеоинформация передавалась на Землю в зонах действия наземных измерительных пунктов и фиксировалась на киноплёнку.
Таким образом отработали способ видеосъёмки Юрия Гагарина, который 12 апреля 1961 года стал первым космонавтом Земли.
Прошло четыре года. За это время в космосе побывало ещё девять человек. Десятым и одиннадцатым космонавтами стали Павел Беляев и Алексей Леонов, совершивший легендарный выход в открытый космос.
На втором витке полёта корабля «Восход-2» Алексей Леонов вышел из шлюзовой камеры и впервые в истории увидел нашу планету не через иллюминатор, а через остекление гермошлема.
В эфире прозвучали знаменитые слова Павла Беляева: «Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!».
В этот момент две передающие камеры телевизионной системы «Топаз-25» со скоростью 25 кадров в секунду снимали, как Алексей Архипович совершает предписанные процедуры. Телесигнал шёл на спиральные антенны ТНА-150, расположенные в Подмосковье, недалеко от Щелково, в Ленинградской области, в Крыму и на Дальнем Востоке. Принятое на каждой станции изображение записывалось на киноплёнку.
Ещё одна специальная кинокамера С-97 производила видеосъёмку с внешней поверхности космического корабля. Полученные уникальные кадры позже показывались в каждом телевизоре СССР.
Прошло ещё больше времени. Видео из космоса стало обыденностью для Земли. Телевизионные системы используют не только для того, чтобы снять жизнь человека в космосе, но и при стыковке космических объектов.
К примеру, на модулях МКС установлены камеры типа КЛ (КЛ-152М, КЛ-153, КЛ-154М, КЛ-155), которые используются при стыковках к различным узлам станции. Именно с них поступает изображение на коммутатор в станции, а оттуда на Землю через российские средства связи (УКВ) или, что чаще, через американские средства (Ku-band, спутниковая связь). Эту картинку вы можете видеть при трансляции стыковок космических кораблей и модулей. УКВ используется редко по причине малой площади покрытия зон связи, тогда как через спутники TDRS сигнал пропадает значительно реже.
Особенность камер, установленных на внешней поверхности модулей, заключается в том, что они забортные, то есть рассчитаны на долговременное функционирование в условиях открытого космоса. Перепады температур, вакуум, космическая радиация — это то, с чем должна жить аппаратура.
Вопросы агрессивной среды пришлось решать и для камер, которые используются при внекорабельной деятельности. Обычный бокс для GoPro не подойдет, но на самом деле принцип тот же. Космонавты закрепляли на скафандре камеру, которая передавала изображение на американский сегмент, а оттуда уже в ЦУП. Дополнительным источник видеоизображения служат специальные видеокамеры, закрепленные на шлеме скафандра «Орлан-МКС». Точно так же поступают и наши американские коллеги.
Внутри герметичного объема российского сегмента снимают несколько иначе. Есть специальные разъемы, к которым можно подключить камеру, есть уже упомянутый коммутатор и есть конечный потребитель — Земля. К разъемам подключают камеры Sony PMW-200 или Z-200, а изображение передается либо в прямой эфир, либо записывается, а потом сбрасывается на Землю.
К подобному методу прибегают при проведении съемок открытия или закрытия переходных люков, ТВ-приветствий, особо важных динамических операций, некоторых ремонтно-восстановительных работ и для того, чтобы показать жизнь в космосе. Например, в 2015 году Михаил Корниенко снял многосерийный фильм «Год на орбите» (рекомендуется к просмотру), повествующий о жизни космонавта. Забавно, что по ходу съемок этого фильма, космонавту выпала возможность попасть и в земное кино. Михаила Корниенко вместе с Андреем Борисенко вы можете увидеть в роли самих себя в фильме «Елки-5».
Конечно, космонавты снимают видео не только на эти устройства. Никто не запрещает снимать на камеру планшета или обычный фотоаппарат.
Есть еще два момента, на которых нужно остановиться.
На российском сегменте МКС установлены специальные системы мониторинга и слежения! Роскосмос был вынужден прибегнуть к таким мерам, после инцидента в 2018 году. На борт МКС доставили специальные устройства, которые фиксируют происходящее на борту. К сожалению, онлайн, да и вообще, в отрытом доступе эти кадры не найдешь.
Вот тут и наступает время рассказать о втором моменте.
На американском сегменте, а также снаружи станции установлены камеры, которые транслируют или повседневную жизнь космического экипажа или бег нашей с вами дорогой планеты. Ссылку на трансляцию можно легко найти через любой поисковик, так что до космоса, действительно, рукой подать.
Автор: Георгий Лисицин
Материал подготовлен совместно с Музеем космонавтики