NASA считает, что нештатный запуск двигателей модуля «Наука» не повредил МКС. Главные новости за 5 августа
29 июля после стыковки с МКС у российского модуля «Наука» автоматически включились двигатели. МКС стало разворачивать. Наземные службы сработали быстро и слаженно. Двигатели «Науки» заглушили. Включили двигатели модуля «Звезда» и транспортного корабля «Прогресс». Поворот остановили. Станция успела повернуться на 45°. Виртуозно управляя двигателями, станцию выровняли. Излишек топлива «Науки» слили, чтобы ей не вздумалось опять, что-то такое устроить. МКС вернулась в нормальное состояние. NASA занималось проверкой полетных характеристик и состояния станции. «Роскосмос» выясняет, что случилось с «Наукой». NASA считает, что станция не пострадала. Теперь все штатно. Руководители полета напомнили, что такой эпизод не первый в истории МКС, и все всегда нормально заканчивалось. Но исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев не так спокоен: «Каждый такой цикл напряжений, он считается, он учитывается в ресурсе. От станции ничего не отломилось, могу вас успокоить. То, насколько мы нагрузили станцию, какие последствия, это сейчас будут оценивать специалисты». МКС — это станция размером с футбольное поле. Солнечные батареи вынесены далеко в стороны. Когда возникает крутящий момент, крепления батарей испытывают сильную перегрузку. Не меньшую перегрузку они испытывают и при торможении. Крикалев специально отмечает, что в результате перегрузок фермы не пострадали. Но в любом случае накапливается усталость металла, а все детали МКС сделаны максимально легкими и запас прочности — минимальный.
Некоторые потери от нештатного поворота МКС все-таки есть уже сегодня. Был отложен старт к МКС корабля Starliner, который готовили NASA и Boeing. Старт был запланирован на 30 июля, но из-за проблем на МКС его перенесли на 4 августа. Но и 4 августа он не состоялся. NASA сообщило: «В начале обратного отсчета для попытки запуска команды миссии обнаружили признаки того, что не все клапаны были в правильной конфигурации, необходимой для запуска. Команда решила остановить подготовку к пуску». Boeing разрабатывает Starliner в рамках программы NASA под названием Commercial Crew Program. Программа предполагает разработку частных американских космических аппаратов для доставки астронавтов на МКС. В программе участвует и компания SpaceX — она разрабатывает пилотируемый космический корабль Dragon V2.
А вот у SpaceX все штатно. 29 двигателей Raptor установили на 70-метровую ракету Super Heavy, получившую название Booster. Super Heavy — это первая ступень космического лайнера Starship. Вместе они образуют многоразовую двухступенчатую транспортную систему, которую SpaceX разрабатывает для перевозки людей и грузов на Луну и Марс. И все идет к тому, что действительно разработает.
Ученый секретарь Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ) Андрей Садовский, сообщил, что ИКИ разрабатывает датчики для системы ориентации и навигации по звездам, которая в будущем будет использоваться для полетов в дальний космос: «Навигация по рентгеновским пульсарам — развивается. Один из проектов — возможность установки датчиков на МКС для понимания, как делать дальше систему и как с ней работать». Романтика дальних странствий возвращается. Корабли ориентируются по звездам.
Полеты в космос совершаются регулярно, и кажется, это обычная рутина, вроде поездки на машине. Но когда происходят нештатные ситуации, мы вдруг вспоминаем, насколько опасная профессия космонавт