Парад беспилотного флота: дроны на МАКС-2021
Около 120 лет назад Никола Тесла представил на выставке электротехники в Нью-Йорке свою модель радиоуправляемой лодки. Изобретение, естественно, вызвало огромный ажиотаж зрителей – люди абсолютно не понимали, каким образом лодка «слушается» своего хозяина. С тех пор беспилотники уверенно освоили все среды – от подводных глубин до воздушного пространства.
Летательные беспилотные аппараты меняют воздушную жизнь в городах. Именно такие перспективные разработки из пула проектов Московского инновационного кластера показали на авиасалоне МАКС-2021 в рамках экспозиции «Городская аэромобильность» от Правительства Москвы и Минпромторга. Рассказываем про самые интересные.
На все лопасти мастер
Оперативная доставка небольших грузов и документов в городах и на крупных предприятиях – одна из очевидных задач, которую предстоит решить легким дронам. К таким разработкам относится квадрокоптер А-10 от компании Aeroglobe.
Аппарат может взять на борт до 10 кг полезной нагрузки, длина маршрута составляет 30 километров, а время нахождения в воздухе – до 60 минут. Благодаря возможности установки различных систем крепления, на A-10 может размещаться лидар, фотокамера, тепловизор и другое оборудование для дистанционного зондирования Земли. Поэтому разработчики уточняют – аппарат правильно называть многофункциональной беспилотной платформой.
Более того, А-10 будет полезен не только в городе. Он может стать отличным помощником фермеров, – например, точечно опрыскивать поля активными веществами против сорняков, насекомых или болезней.
Помимо А-10, компания Aeroglobe – в основном из компонентов собственного производства – делает и другие универсалы: более тяжелый шестнадцатимоторный аппарат А-40, способный поднять до 40 кг, а также БПЛА самолетного типа АК-3. В планах – создание новых видов беспилотников, в частности конвертоплана и аппарата вертолетного типа.
Вовремя увидел – значит победил
Пожары издавна были одними из главных врагов городов. Наибольшая опасность сегодня – возгорания на пожароопасных предприятиях и складах. Здесь беспилотники тоже могут выручить, постоянно наблюдая за всей территорией. Однако простой камеры недостаточно – самое главное выявить очаг на ранней стадии, чтобы быстро принять меры и предупредить техногенную катастрофу.
Для этого компания «АвиаВижн» создала интеллектуальную систему компьютерного зрения на основе алгоритмов искусственного интеллекта для БПЛА, которая анализирует информацию от тепловизионных и оптических датчиков видимого спектра, установленных на беспилотнике. Нейросеть в реальном времени обрабатывает получаемое изображение и если что-то не так – сразу сигнализирует ответственным за безопасность.
Интеллектуальная система «АвиаВижн» способна производить экологический мониторинг и обследование, что позволит не допустить развитие чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Помимо городов проект будет востребован в энергетическом секторе, в нефте- и газодобывающей промышленности, а также химических производствах.
В воздухе и на воде
Большинство беспилотников приземляются, но есть и те, что запросто могут приводниться. Именно такой герметичный аппарат SeaDrone MG показала компания «Дрон Солюшнс».
Аппарат может находиться в воздухе до 4 часов. В первую очередь он предназначен для проведения поисково-спасательных операций и мониторинга безопасности больших территорий. Но может также выполнять логистические задачи – ему по плечу груз до 5 кг. Кроме воды, SeaDrone не страшны и морозы – он будет функционировать и при минус 30.
В городе такой дрон будет востребован для экологического мониторинга акватории рек, каналов, а также прибрежных зон.
Родственные связи
Зачастую в городских условиях и при сложном географическом рельефе могут возникать проблемы с устойчивой связью.Беспилотники помогут и с решением этой задачи. Так, компания «ЮВС Авиа» разработала систему связи UVSNet с использованием дронов, устойчивую к помехам.
UVSNet объединяет беспилотники в единую самоорганизующуюся сеть передачи информации. Она строится из одинаковых устройств – радиомодемов высокоскоростной передачи данных на платформе электронного модуля с установленной специализированной интегральной схемой для цифровой обработки сигнала.
Такая сеть не требует инфраструктуры базовых станций: любой элемент сети может быть передатчиком, приемником или ретранслятором.
Двигатели прогресса
Как и в самолете, «сердце» любого беспилотника – мотор. Достаточно долго у отечественных разработчиков БПЛА не было альтернативы закупке электродвигателей за рубежом. Компания EME-Аэро решила изменить ситуацию и организовала серийное производство целого семейства электродвигателей «Электромомент» с рекордными силовыми характеристиками в своих классах.
Как известно, колесо или воздушный винт вращает не мощность двигателя вообще, а именно «вращающая сила» или «крутящий момент», и электродвигатели компании EME-Аэро обладают высоким или даже рекордным удельным крутящим моментом в диапазоне от 10 до 40 Н*м/кг. Проще говоря, именно такие удельные силовые характеристики электродвигателей необходимы для создания современных БПЛА с чисто электрической или гибридной силовой установкой.
В мире существует меньше десятка компаний, которые сумели достичь таких характеристик и зарегистрировать собственные патенты, и почти все они находятся в западных странах. В планах компании – создание двигателей и для более крупных аппаратов со взлетной массой более тонны.
На тёмной стороне дронам не место
Не всегда беспилотники – благо. Например, они могут быть серьезной угрозой для пилотируемых летательных аппаратов, особенно вблизи аэропортов – уже известны десятки случаев столкновений. Пока без серьезных последствий. Кроме того, дроны могут использовать злоумышленники или конкуренты, чтобы без разрешения подсматривать сверху.
Для борьбы с непрошеными воздушными гостями компания «Локационная мастерская» разработала серию устройств-антидронов с говорящим названием «Ступор». Этими легкими и компактными устройствами может воспользоваться любой человек – специальные навыки не нужны.
В зависимости от типа антидроны либо отправляют незваный беспилотник обратно хозяину (при этом позволяют выявить его примерное нахождение), либо вынуждают совершить посадку.
Например, антидрон ПАРС-К весит чуть больше полутора килограмм, имеет каналы воздействия на бытовых частотах 2,4 ГГц и 5,8 ГГц. Такой и на даче пригодится, чтобы никто не подглядывал за коттеджем.
А для защиты более важных транспортных и производственных предприятий подойдет 6-диапазонный ПАРС-П, который способен воздействовать на все традиционные (и даже редкие) каналы связи. При этом он абсолютно безобиден для систем навигации и бытовых устройств. Дальность действия – 250-300 метров – именно на таком расстоянии человек может невооруженным глазом распознать дрон-нарушитель.
Беспилотые дроны обживаются городское пространство. И их уже много самых разных. Пространство города перестало быть плоским — оно стало трехмерным пространством без пробок.