Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор
В каком же направлении будет двигаться автомобильная отрасль? Крупнейшие консалтинговые агентства и исследовательские организации, в том числе McKinsey, KPMG, Фонд Генриха Бёлля и другие подчеркивают примерно одни и те же тренды развития транспортной индустрии. Эксперты уверены, что ближайшие 5-10 лет мы будем вживую наблюдать такие тенденции, как массовый переход на электротранспорт вместе с развитием соответствующей инфраструктуры, развитие платформ мобильности MaaS (Mobility as a Service), подключение автотранспорта к системам обработки больших данных и интернета вещей, интеграция транспорта в цифровую экосистему городов и появление беспилотных автомобилей самых разных видов и назначения.
Эти ключевые тренды, завязанные на использовании инновационных технологий, вызовут серьезные перемены во всей транспортной индустрии, о которых можно и стоит рассказать подробнее.
Электрокары повсюду
К началу 2018 года в мире насчитывалось более 3 млн электрокаров — это 1% от общего числа всех единиц транспорта, но все равно немало. С тех пор их число непрерывно растет. На протяжении 2021 года только на американском рынке представят 30 новых моделей электрических автомобилей, в том числе и грузового назначения. Логично предположить, что при таком росте электрокары станут неотъемлемой частью транспортной системы, а люди будут использовать их не только для частных поездок, но и в коммерческих целях. Этому способствует активная позиция правительств в различных государствах, в том числе и в России, а также целенаправленная электрификация парков такси и каршеринга. Например, в ноябре 2020 года был представлен D1 — первый в мире электромобиль, изготовленный BYD совместно с DiDi специально для такси. В 2021 году они начали поступать лизинговым партнерам в крупных китайских городах. Судя по тенденциям спроса, в ближайшие годы D1 станут использоваться и в других странах.
Но это только вершина айсберга, потому что рост использования электромобилей в коммерческих целях неизбежно приведет и к развитию инфраструктуры для них — в частности, станций зарядки и дозаправки. Кто будет этим заниматься? Существует множество вариантов: новые игроки, существующие операторы АЗС, компании с большим парком электромобилей и так далее — смотря кто первым займет эту нишу. Например, чтобы создать в Китае инфраструктуру для обслуживания более миллиона электромобилей, работающих в такси, мы наладили сотрудничество более чем с 500 партнерами в области организации зарядных станций по всему Китаю, включая BP и двух государственных энергетических гигантов — State Grid и Southern China Power Grid.
Кстати, в России также начинается масштабная программа строительства станций зарядки — Департамент Транспорта Москвы планирует расширить их количество в 5 раз, а национальная программа подразумевает создание инфраструктуры для комфортного использования электромобилей в ряде пилотных городов и на одной из федеральных трасс. На эти цели планируется потратить порядка 400 миллиардов рублей, чтобы к 2030 году 15% транспорта в РФ стало электрическим. Первыми будут электрифицированы пилотные регионы. В их число, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, входят курортные города Севастополь и Сочи, в которых эксперты отмечают потенциал развития «электрокаршеринга», Калининград, как город «с высокой концентрацией производства транспортных средств и компонентной базы» и Казань, в которую из Москвы ведет трасса М12, также подлежащая электрификации.
Такая трансформация транспортной системы несет массу плюсов для жителей городов, хотя бы за счет снижения выбросов СО2 и запаха гари от автомобилей. Эксперты отмечают, что в плюсе будут и владельцы авто. Например, в России предполагается ввести «нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг» для владельцев личного электротранспорта. К тому же по мере появления инфраструктуры эксплуатация электромобиля уже в ближайшие годы будет обходиться дешевле, а в долгосрочной перспективе электромобили, вероятнее всего, заполнят крупные города, вытесняя бензиновый транспорт, поскольку будут просто удобнее и дешевле.
Наконец, наличие большого количества зарядных станций позволит создавать электромобили самого разного назначения, так что в будущем мы увидим в городах не только электробусы, но также электрогрузовики, семейные электромобили, а также электромотоциклы и мини-электромобили на 1-2 человек, на которых удобнее всего будет парковаться в густонаселенных районах.
Развитие облачных платформ MaaS
Но если электромобили — это hardware-уровень, то в облачной сфере также грядут большие перемены. Сегодня бурно развиваются сервисы мобильности, которые постепенно становятся частью городской среды. Люди активно пользуются не только такси и каршерингом или арендой авто, но также и самокатами, моноколесами, велосипедами, наконец, трамваями и троллейбусами. И в ближайшем будущем все эти виды транспорта будут интегрированы в единую систему, чтобы обеспечить пользователю максимально комфортную и быструю поездку в соответствии с его предпочтениями. MaaS подразумевает, что вы сможете ввести точки старта и финиша своей поездки, и приложение подберет маршрут, комбинируя разные виды транспорта. Постепенно уровень интеграции позволит планировать такие поездки бесшовно, а также оплачивать билеты и аренду разных видов транспорта прямо со своего счета.
Представьте: вы хотите доехать из дома на фестиваль, который проходит за городом. Вы заходите в приложение, и мобильный сервис предлагает вам самые разные варианты. Вы сможете не только доехать на метро или трамвае, но также взять каршеринг и добраться на электромобиле, доехать до вашего любимого парка, прокатиться по нему на арендованном электросамокате. Потом сесть на скоростную электричку и - последний этап — от станции доехать на такси. Вариантов будет много, и облачный сервис будет анализировать ваши предпочтения, чтобы в следующий раз предложить максимально удобный вариант.
Интернет вещей захватывает транспорт
Интернет вещей позволяет собирать огромное количество данных не только о каждом агрегате транспортного средства, но и о привычках водителя, маршрутах поездок и так далее. Анализ этого океана информации позволит повысить качество пользования транспортом, комфортность поездок и адаптировать городскую среду под реальные потребности граждан. Автоматизированная городская среда позволит управлять светофорами, выводить на линии дополнительные электробусы (особенно в час пик), организовывать эффективные маршруты объезда в случае заторов и ДТП.
Сами автомобили тоже постепенно превращаются в подключенные устройства. Например, они включаются в процессы приема платежей, как смартфон или умные часы. Один из первых проектов в данной сфере позволяет проводить бесконтактную оплату услуг АЗС с помощью авто. Вспоминая об электромобилях, интернет вещей позволяет расширить сферу их применения, пока транспорт стоит на парковке. Технологии SmartGrid позволяют использовать подключенные к зарядным станциям электромобили в качестве дополнительной электрической емкости для балансировки нагрузки на электросети, как большие аккумуляторы.
Для владельцев автомобилей подключение к интернету вещей в перспективе поможет не беспокоиться о состоянии транспорта, ведь авто будет самостоятельно записываться на ТО, а бортовой компьютер будет проводить непрерывную диагностику вообще всех комплектующих машины. Вы будете получать уведомление, даже когда нужно подкачать колесо, а регулировка светофоров и дорожного движения будет происходить не по расписанию, а согласно реальной ситуации на дорогах.
Беспилотные автомобили станут нормой
Цифровизация дорожного трафика также является важным шагом для появления роботизированных авто прямо на улицах городов. Тестирование беспилотных автомобилей идет полным ходом, причем лидерами в этой сфере являются Китай, Израиль и США. После первых поездок с «водителем безопасности» лидеры отрасли готовятся к тестированию полностью автономных транспортных средств. Хороший знак заключается в том, что регуляторы и ассоциации уже разработали правила безопасности для таких автомобилей, а это значит, что правовая база в скором времени позволит увидеть подобные авто в работе. При этом большая популярность ждет скорее не роботакси (хотя будут и они — только в Китае в конце 2020 года для испытаний использовались порядка 500 такси без водителя), а именно грузовые автопилотируемые автомобили самых различных форматов и размеров. Они удобны для междугородних перевозок и доставки товаров внутри городов. Интересно, что сегодня активное развитие получают не только дорожные, но и тротуарные транспортные средства, которые могут подвести заказ прямо к подъезду.
Таким образом, в скором времени движение «роботов» по городу станет привычным для нас явлением. При этом не исключено, что наличие водителя в такси станет скорее «загородной экзотикой», а растущее количество различных дронов на колесах и на крыльях и колесах сделает наличие пешеходных курьеров лишь воспоминанием о «городах прошлого».
Партнерства и всеобщая интеграция
Цифровизация транспорта позволяет создавать открытые технологические платформы, которые объединят самые разные услуги транспортного сектора с другими городскими сервисами. По прогнозам Accenture, к 2030 году 22% оборота транспортной индустрии будут приносить сервисные компании разного рода: платформы для заказа транспорта, поставщики развлекательного и навигационного контента, создатели умного ПО для машин и так далее. Поэтому сейчас практически все ведущие игроки рынка нацелены на всевозможные совместные проекты и партнерства, которые могут повысить потребительские качества сервиса. Например, в Китае мы сотрудничаем с флагманами автопромышленности Поднебесной, чтобы интегрировать в свое приложение дополнительные модули от партнеров: в сервис заказа поездок встроено приложение от ведущего поставщика картографических услуг. Аналогичные процессы происходят сегодня по всему миру и будут охватывать все сферы транспортных сервисов.
Таким образом, скоро мы сможем использовать автомобильный бортовой компьютер не только для прокладки маршрута, но и для заказа бургера при подъезде к McDonalds, а также для связи с системной «умного дома», чтобы включить кондиционер помощнее, сварить кофе к своему приезду и так далее. Причем не исключено, что большая часть взаимодействий будет полностью автоматизирована, чтобы пользовательский опыт жителя интегрированной городской среды стал максимально комфортным и не требовал отвлечения от более важных дел.
Кто-то может сказать, что все это — «мечта урбаниста». Но на сегодня эта мечта уже становится реальностью, которую мы сможем увидеть буквально в ближайшие годы.
Материал подготовлен совместно с DiDi
Даниил Петин, операционный директор DiDi в России, рассказал «TechInsider», как выглядит будущее транспортной индустрии, какие новые технологии его определяют, и, самое главное, что оно принесет потребителям.